Ставки водного налога в 2017 году таблица

Водный налог: новое о ставках и плательщиках

С 2015 года меняется подход к исчислению суммы водного налога, изложенный в главе 25.2 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками водного налога с 1 января 2015 года признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ранее указания на лицензирование деятельности в определении налогоплательщиков не было.

Это очень важно! Налоговые ставки водного налога перестали быть фиксированными и неизменными. Ставки закреплены в статье 333.12 НК РФ и сами по себе они не изменились. Но новым пунктом 1.1. данной статьи сформирован механизм индексации данных ставок, которая будет непосредственно в силу Кодекса осуществляться каждый год.

Налоговые ставки применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65.

Ставки водного налога в 2017 году таблица

Начиная с 2026 года налоговые ставки применяются с коэффициентами, определенными для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

Ставки водного налога в 2017 году таблица

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога с дополнительным коэффициентом 1,1.

Это очень важно! Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

^К началу страницы

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по

Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»

.

Объекты налогообложения  – виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

До 01.01.2007 года

На основании постановления

Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383

«Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

С 01.01.2007

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

При этом лицензирование водопользования продолжается в отношении добычи и использования из недр подземных вод –

Постановление Верховного СоветаРоссийской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1

«О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», за исключением деятельности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, которые имеют право, по
своему усмотрению, в границах предоставленных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на
глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

^К началу страницы

^К началу страницы

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Порядок расчёта налога

^К началу страницы

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений пунктов 2, 4
и 5
статьи 333.12, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году – с коэффициентом 1,32, в 2017 году – с коэффициентом
1,52, в 2018 году – с коэффициентом 1,75, в 2019 году – с коэффициентом 2,01, в 2020 году – с коэффициентом 2,31, в 2021 году – с коэффициентом 2,66, в 2022 году – с коэффициентом 3,06, в 2023 году – с коэффициентом 3,52, в 2024 году
– с коэффициентом 4,05, в 2025 году – с коэффициентом 4,65.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую
с учетом положений пункта 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, с дополнительным коэффициентом 1,1.а

Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта
1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно – в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно – в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно – в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно – в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования. Подробнее см. 333.10 НК РФ.

  • Забор воды из водных объектов за 1 ед. объема (1000 куб. м. воды)
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. площади ( км2 водного пространства)
  • Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики за 1 ед.  (1000 кВтч электроэнергии)
  • Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. (1000 м3 леса за 100 км сплава)

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

Примечание.

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Ставки водного налога в 2017 году таблица

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Каждый вид водопользования имеет свои расчетные базы. Для гидроэнергетической компании важной величиной будет объем произведенного продукта. Компании, занимающиеся лесосплавом, учитывают объем груза и протяженность маршрута. Эти нюансы индивидуальны для каждого вида деятельности. Ниже приведен пример, как рассчитать водный налог в 2018- году.

Особенности расчета

С 2015-года сумма водного налога исчисляется с учетом повышенного коэффициента, декларированного в п. 12 ст. 333 НК РФ.  Этой же статьей регулируются ставки налога. Законом предусмотрены повышенные коэффициенты для следующих случаев:

  • Повышение лимита забора водных ресурсов – 5-кратное увеличение первоначального коэффициента;
  • Если забор водных ресурсов осуществляется с целью дальнейшей продажи – к-т увеличивается в 10 раз;
  • При отсутствии приборов для измерения потребленного количества применяется 1,1.

Если в деятельности предприятия имеет место не один, а несколько из перечисленных факторов, то коэффициенты суммируются. Полученная итоговая сумма подлежит округлению до целых значений.

Исключения предусмотрены статьей 333 НК РФ п. 3. Они гласят, что предприятия, подпадающие в данную категорию, облагаются налогом без повышающего коэффициента до 2026-года.

Посмотрим, как исчисляется сумма водного налога.

Сельскохозяйственная компания «ТриА» осуществляет забор воды из Волги. За последний квартал 2017-года объем потребления водных ресурсов достигли следующих показателей:

  1. Октябрь – 16 000 м3
  2. Ноябрь – 15 000 м3
  3. Декабрь – 18 000 м3.

Ставки водного налога в 2017 году - таблица - все о налогах

16 000 15 000 18 000 = 49 000 м3

Теперь применяем налоговую ставку. Компания использовала воду из надземных источников. В Северных экономических округах в 2017-году  для 1000 м3 надземных вод действует ставка в размере 456 рублей.

49  х 456 = 22 344 рублей

22 344 х 1,52 = 33 962, 88

Полученная сумма должна быть округлена до целого числа: 33 963 рублей – сумма налога за последний квартал 2017-года.

Сумма налога = (37 х 456 3 х 456 х 5) х 1,52 = 36 042, 24

Округление: 36 043 руб.  

Правила МСФО для отражения водного налога в бухгалтерских счетах отводит счет 68. Для простоты ориентировки под ним можно создавать субсчета – 68.1, 68.2 и так далее. Если предприятие располагает несколькими объектами, потребляющими водные ресурсы, то открываются субсчета третьего порядка.

Ставки водного налога в 2017 году таблица

Налоги, уплаченные за пользование водными ресурсами, находят отражение в статьях для типичных операций. В зависимости от вида деятельности предприятия это могут быть счета от 20 до 25.

Налоговые платежи производятся за каждый квартал в течение следующих 20 дней. Льготы и исключения законом не предусмотрены. Налог начисляется в последний день квартала.

Учет нескольких объектов записывается по нарастающему порядку счетов и субсчетов:

  1. Д20 – К68.41
  2. Д20 – К68.42
  3. Д20 – К 68.42 и т.д.

Основанием для бухгалтерский начислений является справка-расчет.

Д 68 – К 51

Основанием для этой операции считается выписка из банка о начислении денег. 

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Общая сумма налога уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения.

Подробнее п.3 ст. 333.13 НК РФ.

Декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Иностранные организации и физические лица обязаны также подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Коды классификации доходов бюджета

Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.

Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.

Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.

Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.

Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.

На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.

Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.

Льготы по налогу

^К началу страницы

Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены.

^К началу страницы

Ставки водного налога в 2017 году таблица

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Ставки водного налога в 2017 году таблица

^К началу страницы

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за совершение налоговых правонарушений:

^К началу страницы

Если организации или бизнесмены принимают решение использовать в своей коммерческой деятельности природные ресурсы, на основании требований отечественного законодательства за это придется заплатить. Главой 25.

2 НК применение в деятельности объектов водного фонда является причиной для перечисления в казну водного налога, что регламентировано Водным и Налоговым кодексами.

Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2018 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога. Рассмотрим, водный налог (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).

Ставки водного налога в 2017 году таблица

• Сплав древесных объектов по рекам; • Забор водных ресурсов; • Организация на реках гидроэнергетических станций, которые не осуществляют забор водных ресурсов;

• Осуществление операций в акватории объектов фонда.

Для того чтобы исчислить налог нужно определить расчетную базу. Согласно требованиям права расчетная база по водному налогу определяется отдельно по каждому используемому объекту.

В зависимости от того, какой именно объект налогообложения имеется у компании или ИП, налоговая база будет определена разными способами.

Так, если компания производит забор водных ресурсов, объектом обложения выступает тот объем воды, который был забран из водоема, а, если речь идет о справе древесины, что для определения величины налога учитывается объем сплавляемых древесных ресурсов и расстояние их перемещения.

Налоговые ставки по водному налогу установлены ст. 33312 НК. Ставки водного налога установлены в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Налоговые ставки водного налога 2017

Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000 м 3 забранной воды)

Волга (Центральный район)

Ставки водного налога в 2017 году таблица

Дон (Северо-Кавказский район)

Северная Двина (Волго-Вятский район)

Использование водной акватории (ставка за 1 м 2 используемой акватории в год)

Использование воды для организации гидроэнергетики (ставка за 1000 кВт в час)

Использование воды для сплава древесины (стоимость сплава 1000 м 3 на расстояние 100 км)

Исходя из таблицы понятно, что и величина, и единица измерения ставки водного налога на 2018 г. зависят от того, какой вид деятельности реализует организация или ИП и на какой территории.

Данный коэффициент изменяется ежегодно, вследствие чего, крайне важно быть в курсе действующих на момент расчета налога значений этого показателя.

Тенденция изменения показателя в основном направлена на увеличение. Таким образом, если это не учесть, то ошибочно можно использовать меньший по значению показатель, что приведет к занижению величины налогового платежа к уплате в бюджет и, как следствие, штрафам.

В 2017 году индексирующий показатель определен как 1,52.

На данный момент уполномоченными органами определено, что в 2018 году для корректного определения суммы налога следует умножать налоговую ставку на 1,75, то есть значение коэффициента увеличится на 0,23.

О каких еще изменениях в отношении применяемых ставок по налогу можно говорить в 2018 году? Изменения затронули величину ставки при заборе водных ресурсов для организации водоснабжения граждан. С 2018 года ее значение увеличилось на 14 руб. и теперь равно 107 руб. за 1000 м3.

Компании или бизнесмены могут использовать водные ресурсы для обеспечения ими населения. Эта деятельность носит название забор водных ресурсов, и осуществляется по сниженным ставкам.

• В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.• Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет.

Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

В некоторых ситуациях налоговые ставки водного налога устанавливаются в процентном соотношении. Законодательством обозначено, что водный налог (процентная ставка) предусматривается для конкретных специфических отраслей, таких как гидроэнергетика и сплав по реке древесины.

Во всем многообразии применяемых налоговых ставок бухгалтер должен выбрать правильный вариант. По водному налогу установлены ставки в зависимости от осуществляемой деятельности.

Ставки водного налога в 2017 году таблица

Соответственно, перед расчетом налога нужно уточнить актуальности используемых данных.

Социальная помощь 2018Социальное жилье 2018Социальное обеспечение 2018Социальный инвалид 2018Социальный найм 2018

Назад ||Вверх

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

Проверка исчисления базы делается с помощью журналов учёта водопотребления.

  • При отсутствии водоизмерительных приборов, объём забора вод может определяться либо с учётом продолжительности работы технических средств и их производительности в течение налогового периода, либо в соответствии с установленными нормами.
  • Налогоплательщикам даётся срок в 20 дней после окончания каждого квартала, чтобы произвести оплату рассчитанной суммы ВН. Пример Предприятие занимается лицензированной деятельностью по забору вод для производственной деятельности.ВниманиеСкважина расположена в бассейне р. Волга в Волго-Вятском экономическом районе. Предприятие оснащено водоизмерительными системами, а лимит потребления воды на один квартал равен 300000 м3.В течение первого квартала 2017 года водопотребление превысило норму на 20000 м3.
  • В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.
  • Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

Нередко возникают ситуации, когда плательщик налога помимо обеспечения населения водой, также осуществляет забор ресурсов с целью перепродажи или иных нужд. В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет.

Ставки водного налога в 2017 году таблица

Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2017 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога.

Рассмотрим, водный налог 2017 (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).Водный налог: ставки в 2017 году, объект и налоговая база Ст. 3339 НК устанавливаются объекты обложения данным бюджетным платежом.

Вернуться назад на Ставки налогов 2017В тексте гл. 25.

2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов: • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;• экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Среди них:

  • зависимость от расположения бассейна водного ресурса в данном экономическом районе;
  • зависимость от типа использования воды;
  • зависимость забора вод от поверхностных или подземных источников;
  • зависимость от количества забора вод (в пределах установленных лимитов или выше).

Единицей измерения налоговой базы водного налога является объём в 1 тысячу кубических метров для забора вод. Именно для этого объёма установлены ставки, перечисленные в ст.

333.12

ВажноНК РФ. По каждому экономическому району и по каждому названию реки или озера установлены свои ставки в рублях. Аналогичное распределение ставок установлено также по каждому из морей.

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по экономическим районам и бассейнам рек, озер, морей. Также размер ставки зависит от вида использования водного объекта.

Водный налог: ставки в 2017 году По общему правилу к базовым налоговым ставкам водного налога (п. 1 ст. 333.12 НК РФ) применяется коэффициент (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ).

В 2017 году размер коэффициента составляет 1,52.

То есть ставка водного налога на 2017 год рассчитывается по следующей формуле: Стоит также отметить, что полученная вышеуказанным образом ставка округляется до полного рубля (п.

Часто задаваемые вопросы

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета
использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Уплачивается ли водный налог и по каким ставкам при осуществлении пользования водными объектами без лицензии?

При осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным

пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования.
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой
    окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания
    скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Пункт 2 статьи 333.9

Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), не признаются плательщиками водного налога организации
и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской
Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим
после введения его в действие.

Положениями статьи 5 вышеназванного закона определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования
водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных
до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по
истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, если организация – водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и
обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончанию срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной
в пункте 2 статьи 333.8 Кодекса, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.

Указанные разъяснения соответствуют правовой позиции ФНС России, содержащейся в письме от 24.09.2012 № ЕД-4-3/15909@ , а также согласованы с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.

В пункте 2 статьи 333.9 Кодекса приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным
налогом.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Забор воды из подземного водного объекта в целях последующего закачивания воды в пласт при разработке нефтяного месторождения не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

Таким образом, забор воды из подземного водного объекта в указанных целях подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке.

О применении ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе из водных объектов для водоснабжения населения

Пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации
и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 года, использование
водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения).

Согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических
метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной нормы следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре
на водопользование.

Учитывая изложенное, полагаем правомерным применение организациями, не осуществляющими самостоятельно питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжения населения, а передающими воду специализированным организациям, осуществляющим указанный вид
деятельности, в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденные соответствующими документами) ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, при условии отражения в лицензии
на водопользование соответствующих данных.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения и установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, не являющихся объектами налогообложения.

Так, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для
орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые
находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов
водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.

Что касается вопроса применения пониженной ставки водного налога для водоснабжения населения, то согласно
п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды,
забранной из водного объекта.

Принимая во внимание, что применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды является льготой для налогоплательщиков, в данном случае также необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право
осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования. При этом обращаем внимание, что лицензия на право пользования недрами предоставляет водопользователю право на осуществление
водопользования в конкретных целях и в установленных размерах.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, если получение таковой предусмотрено законодательством
Российской Федерации, водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.

Согласно п. 2 ст. 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта,
определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности
технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Таким образом, в налоговую базу по водному налогу включается весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от целей дальнейшего использования забранного объема воды, включая объемы воды, направленные на технологические нужды и
потери воды при транспортировке до потребителей.

При этом в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Учитывая, что гл. 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом объемов воды для технологических нужд и потерь воды при транспортировке до потребителей при определении
налоговой базы для исчисления водного налога по различным налоговым ставкам (в случае отсутствия технических средств учета воды), полагаем возможным в целях налогообложения водным налогом учитывать данные объемы пропорционально объемам воды,
переданным различным потребителям, применяя в отношении их соответствующие ставки водного налога.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” пользование подземными водными объектами осуществляется
на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в установленном порядке, с указанием целевого назначения использования забранной из водного объекта воды.

СНП имеет лицензию на пользование недрами о целевым назначением “добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СНП” без указания дальнейшего назначения использования забранной воды.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ставка водного налога для водоснабжения населения в размере 70 руб. является льготной, для ее применения необходимо конкретное указание в соответствующей лицензии на пользование недрами целевого
назначения использования добытых подземных вод – для нужд водоснабжения населения – с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования”, которым в указанную статью внесено уточнение понятия налогоплательщика
водного налога, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения
в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 2007 г., права пользования водными
объектами приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование, в зависимости от способов и целей использования водного объекта, содержала в том числе сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных
границ, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и лимитах водопользования.

В договоре пользования водным объектом помимо условий, предусмотренных в лицензии на водопользование, в обязательном порядке указывались условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения – виды пользования водными объектами и установлен закрытый перечень видов водопользования,
не являющихся объектом налогообложения.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признаются объектами налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов и использование
акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Из изложенного следует, что объектом налогообложения не является конкретный вид водопользования (забор воды) для определенных целей (в частности, для рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов).

Таким образом, забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование с указанием данного целевого назначения забранной из водного объекта воды не признается объектом налогообложения водным налогом и, соответственно, за указанные
объемы воды водный налог не уплачивается.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания целевого использования забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.15 Кодекса налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению
объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Принимая во внимание уточнение понятия налогоплательщика водного налога, предусмотренного ст. 333.8 Кодекса, организация, осуществляющая использование
водного объекта в целях, не признаваемых ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения по водному налогу, налогоплательщиком водного налога
не признается, водный налог не уплачивает и декларацию в налоговые органы не представляет.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector