Страны ЕАЭС, список на 2019 год, кто входит

До 2012 года и после

Были внедрены единые стандарты, которые обязались выполнять страны Таможенного союза, таким образом защищая собственные рынки от некачественной импортной продукции, а также сглаживая шероховатости торговой и экономической сфер внутри Союза. Тот же договор 2007 года предусматривает создание комиссии, которая стала регулирующим органом, охватывающим все страны Таможенного союза.

Её срок работы был окончен в июле 2012 года, и на замену ей пришла ещё более властная организация – ЕЭК, которая начала свою деятельность за полгода до окончания Таможенной комиссии. Евразийская экономическая комиссия имеет полномочий на порядок больше, в её штатном составе задействовано в десять раз больше людей.

Таможенная комиссия формировала нормативные акты и правовые документы, которые обязательно рассматривались и подписывались всеми участниками, то есть тремя людьми – председателем и двумя членами комиссии. Нужно заметить, что такого плана содружества, как евроазиатские страны Таможенного союза с Россией, – далеко не первый опыт в истории человечества.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Как это происходит

Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат.

Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же – это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).

Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны – участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП.

Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

Страны ЕАЭС, список на 2019 год, кто входит

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Все страны таможенного пространства ЕАЭС применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Полномочия

Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием.

Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны – члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран.

Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику.

Таможенная территория и особенности управления

Единая территория Таможенного союза – страны, которые являются его членами, и все их просторы. Таковы условия договоров, которые подписываются руководителями ТС: границы отдельных территорий в составе любой страны – участницы ТС являются границами ТС. В пределах этих государств таможенные границы ликвидированы, таможенные барьеры сняты, таможенные пошлины не применяются, взаимная торговля процветает без каких-либо административных ограничений.

Услуги, товары, капитал и рабочая сила совершают свободное течение по всей территории, внутреннее законодательство каждой страны-участницы унифицировано с созданием наднационального регулирования в области права. Всё это способствует росту и стабильности всех участвующих национальных экономик.

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

История создания

Страны ЕАЭС, список на 2019 год, кто входит

Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган.

В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге – ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС.

В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.
Евразийский союз на карте

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Высший совет

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Структура

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода – восемьсот пятьдесят, а в 2013-м – уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях – Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы – вице-премьер национального правительства.

страны таможенного союза

Исполнительный орган комиссии – Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там – десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

Анализ деятельности

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

таможенный союз страны участники

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

ТС и Таджикистан

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз – это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц.

По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом – горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны – производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых – алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота.

Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.

Цели и перспективы

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

страны участницы таможенного союза

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

страны члены таможенного союза

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика стран Евразийского экономического союза

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.

Задачи

1. Создать единую таможенную территорию в границах стран-участниц.

2. Ввести режим отсутствия нетарифных и тарифных ограничений в торговле, кроме тех случаев, которые оговорены в специальных нормативных актах.

3. Полностью отменить таможенный контроль в странах-участницах на их внутренних границах.

5. Использовать однотипные механизмы в регулировании торговли и экономики, которые базируются на рыночных универсальных принципах хозяйствования и экономическом законодательстве, гармонизированном для этой цели.

6. Наладить работу единых органов, управляющих Таможенным союзом.

Торговые отношения со странами, не входящими в ТС, по всей внешней границе существуют по другим правилам. Там применяют общие таможенные тарифы, используются единые меры нетарифного регулирования, проводится единая таможенная политика и применяются единые таможенные режимы.

Положительные стороны

По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.

Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector