Расчет налоговой нагрузки в 2019 — 2020 годах (формула)

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Обзор документа

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Обновлены показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Они актуализированы с учетом данных за 2016 г.

Данные показатели используются налогоплательщиками для самостоятельной оценки налоговых рисков. Одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, является низкая налоговая нагрузка у данного налогоплательщика (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия?

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

ННп = Нп / (Др Двн),

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

https://www.youtube.com/watch?v=g9SmyOggwmg

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

ФНС

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё. Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц, поскольку в данном случае плата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для налоговой проверки, чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ.

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  • Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  • Рыболовецкие – 7,1.
  • Горнодобывающие производства – 35,2.
  • Топливодобыча – 39,0.
  • Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  • Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

НН = (Нсум / (В Вд)) х 100 %, где

  • НН – нагрузка;
  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.

Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

Способ №2

Следующий метод учитывает показатели:

  • Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
  • НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
  • Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
  • Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

АНН = НП ПФ ДН, где

  • АНН – абсолютная нагрузка;
  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.

Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

ВСС = ЗПл НП ПФ П, где

  • ВСС – вновь созданная стоимость;
  • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
  • П – величина прибыли компании.

ОНН = (АНН / ВСС) х 100%, где:

  • ОНН — относительная нагрузка.

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

При таком способе:

  • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
  • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
  • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка – это сумма налогов, которая удерживается с плательщика в пользу бюджетов всех уровней. Величина нагрузки рассчитывается по формулам, которые определены ФНС. Примеры соответствующих расчетов, а также предельно допустимые значения нагрузки приведены в статье.

Ранее мы приводили пример заполнения декларации по налогу на прибыль, ознакомиться с примером можно здесь.

Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:

  • в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
  • в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).

Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:

  1. Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
  2. Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.

Расчет налоговой нагрузки в 2019 - 2020 годах (формула)

Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).

(Сумма налогов/Сумма доходов)*100%

Под данными Росстата имеются в виду сведения из отчета о прибылях и убытках, которые рассчитаны без учета НДС. Также важно понимать, что в эту сумму входят все оплаченные НДФЛ, но не включаются взносы ни в один внебюджетный фонд. Таким образом, речь идет исключительно об уплаченных налогах.

ПРИМЕР

Предположим, что компания работает в сфере трубопроводного транспорта. За 2017 календарный год она перечислила налогов на общую сумму 2 млн рублей. В то же время общая величина дохода 100 млн рублей.

У налоговой службы могут возникнуть вопросы, поэтому с высокой вероятностью она организует выездную проверку.

Также налоговая служба разработала несколько формул расчета по конкретным налогам для индивидуального предпринимателя или коммерческих компаний. Они зависят от конкретной системы налогообложения – соответствующие рекомендации представлены в одном из писем.

Нагрузка = Нп/(Дреал Двн)*100%

Нп – это величина налога на прибыль, которая определяется по декларации, Дреал – это доходы, полученные от реализации, а Двн – это внереализационные доходы (например, прибыли от прошлых лет, доходы от выявления излишков в результате инвентаризации и т.п.).

ПРИМЕР

Общая сумма налога на прибыль составила 2 млн. рублей. Тогда 2/(49 1)*100% = 4%.

Если по подсчетам других налогов общий уровень нагрузки будет примерно таким же, налоговая инспекция также с высокой вероятностью проведет проверку (среднее значение по отрасли 9,2%).

Нагрузка = (НДС/НБрф)*100%

Нагрузка = (НДС/НБобщ)*100%

Оба способа опираются на значение НДС, которое определяется по данным декларации. Однако налоговые базы используются разные: в первом случае база по рынку РФ (раздел 3), а во втором – сумма баз (разделы 3 и 4).

ПРИМЕР

Налоговая база компании составила 20 млн р, а налог НДС за тот же период – 2 млн р. Тогда (2/20)*100% = 10%.

Нагрузка = (Нндфл/Дндфл)*100%

Здесь Нндфл – это налог НДФЛ, а Дндфл – доход предпринимателя, который обозначен в декларации 3-НДФЛ.

Расчет для УСН

Нагрузка = (Нусн/Дусн)*100%

ПРИМЕР

Предприниматель работает не по обычной, а по упрощенной схеме налогообложения. Он получил доход 40 млн р, а сам налог составил 6%, т.е. 2,4 млн р. Именно столько составляет его налоговая нагрузка.

При этом ее могут снизить и до 1% (по решению региональной власти того или иного субъекта РФ).

Ранее мы приводили пример заявления о переходе на УСН, ознакомиться с правилами его заполнения вы можете здесь.

Расчет для ЕСХН

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период.

Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р.

Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Расчет для ОСНО

При общей системе предприниматель либо компания оплачивают не только НДФЛ, но также:

  • НДС (18% либо 20%);
  • налог на имущество физлица (до 2%, в зависимости от региона).

Нагрузка – (Нндс Нп)/Выручка

Здесь Нндс – это налог НДС, а Нп – налог на прибыль в соответствии с декларацией. Под выручкой имеются в виду доходы, которые получены только по отчету о прибылях и убытках. Расчет производиться без учета НДС.

ПРИМЕР

Предприниматель уплатил налог НДС 2 млн р, а налог на прибыль – 10 млн р. При это его выручка за тот же период составила 120 млн р. Тогда (10 2)/120 = 0,1, т.е. 10% – это и будет его налоговой нагрузкой.

Как уже говорилось, слишком низкий показатель, который значительно меньше по сравнению со средними значениями, необязательно должен говорить о том, что предприятие незаконно скрывает часть своих доходов. Возникновение подобной ситуации может быть связано с несколькими объективными причинами:

  1. Неправильно определен вид экономической деятельности.
  2. Возникли временные (например, сезонные) проблемы по реализации товаров/услуг.
  3. Компания начала реализовывать инвестиционную модель развития, из-за чего довольно большой объем средств вкладывается в расширение производства, приобретение нового оборудования, недвижимости и т.п.
  4. В структуре торговли имеют место не только внутренние, но и внешние (экспортные) операции. Снижение выручки может быть связано в том числе и с курсовыми колебаниями валюты.
  5. Компания решила накопить запасы товаров длительного хранения (например, одежду), которые впоследствии реализовать по более выгодной цене.
  6. Изменение рыночной конъюнктуры, связанное с увеличением отпускных цен по решению поставщиков.

В соответствии с этими причинами ответственное лицо составляет пояснительную записку в адрес налоговой инспекции. Записка оформляется по результатам камеральной проверки и направляется непосредственно в налоговый орган, после чего рассматривается там до 3 календарных дней.

Непредоставление пояснений в ФНС не влечет никакой ответственности. Однако в интересах самого налогоплательщика разобраться с ситуацией и представить все необходимые документы, в том числе и пояснительную записку.

Ранее мы приводили пример ответа на требования налоговой о предоставлении пояснений, рекомендуем вам ознакомиться с нашим образцом по ссылке тут.

Предельная нагрузка

Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует.

То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются.

Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.

В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.

Таким образом, плательщик может рассчитывать нагрузку по разным формулам, но налоговую инспекцию в первую очередь интересует, какой процент занимают налоги от получаемых доходов.

При этом сама проверка организуется только в тех случаях, когда нагрузка явно ниже по сравнению со средним уровнем в данном виде деятельности.

Рассматриваем, чем может помочь предприятию или ИП расчет налоговой нагрузки в 2017 году, а также как его грамотно сделать.

Зачем необходим

С 25 июля 2017 года действует новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Он зафиксирован в письме ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490.

Подробнее об это см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

Помимо прочего, обновлённый регламент приводит порядок расчета налоговой нагрузки в 2017 году, а также его анализа. Зачем это нужно плательщикам налогов, страховых взносов, а также налоговым агентам? Есть 2 главные причины:

  1. Чтобы не вызвали на комиссию по легализации;
  2. Чтобы не поставили в план выездных проверок.

Совокупная нагрузка

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 1 200 000 520 000 250 000 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

где:ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Приложение N 3
к Приказу Федеральной налоговой службы
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах*

____________________________

* — Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

**-Расчет за 2006 г., 2010-2015 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование н/д — нет данных

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

Как сделать расчёт

Расчёт нагрузки
Показатель Откуда брать 2015 2016 2017
1 НДФЛ, исчисленный к перечислению Строка 040 раздела 1 декларации 3-НДФЛ
2 Общий размер облагаемого дохода Стр. 060 разд. 2 декларации 3-НДФЛ
3 Размер исчисленного на УСН налога Стр. 133 р. 2.1.1, 2.1.2, стр. 273, 280 р. 2.2 декларации УСН
4 Размер полученных на УСН доходов Стр. 113 р. 2.1.1, 2.1.2, стр. 213 р. 2.2 декларации УСН
5 Размер исчисленного на ЕСХН налога Стр. 050 разд. 2 декларации по ЕСХН
6 Размер полученных на ЕСХН доходов Стр. 010 разд. 2 декларации по ЕСХН
7 Выручка Стр. 2110 бухгалтерской отчетности
8 Размер НДС к перечислению в бюджет Стр. 040 разд. 1 декларация НДС
9 Налог на прибыль к уплате Стр. 180 Листа 02 декларации по прибыли
10 Налоговая нагрузка ИП на ОСН (%) Стр. 1 этой таблицы / стр. 2 × 100
11 Налоговая нагрузка организации/ИП на УСН (%) Стр. 3 / стр. 4 × 100
12 Налоговая нагрузка организации/ИП)/ на ЕСХН (%) Стр. 5 / стр. 6 × 100
13 Налоговая нагрузка организации на ОСН (%) (Стр. 8 стр. 9) / стр. 7 × 100

Аналогичным образом нужно действовать, если плательщик сдаёт отчетность:

  • по НДПИ;
  • акцизам;
  • водному налогу;
  • платежами за пользование природными ресурсами;
  • налогу на имущество;
  • транспортному налогу;
  • земельному налогу.

Что касается НДФЛ и страховых взносов, то по ним идёт ежеквартальный мониторинг со стороны комиссии по легализации базы.

Анализ нагрузки

Критерии анализа налоговой нагрузки
Название организации/ИП Обозначение строки 2015 2016 2017 Риски
Анализируемый плательщик (значение соответствующей строки 1 – 13 таблицы, которая представлена выше) Н x
Аналогичный налогоплательщик № 1 x
Аналогичный налогоплательщик № 2 x
x
Аналогичный налогоплательщик с максимальной налоговой нагрузкой Аmax x
Средний показатель налоговой нагрузки по виду экономической деятельности Свд x
Отклонение уровня налоговой нагрузки анализируемого плательщика от максимальной:

Аmax – Н

Отклонение уровня налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика от среднего показателя по виду экономической деятельности:

Свд – Н

Как видно, достаточно обычного калькулятора для расчета налоговой нагрузки в 2017 году.

Если не удалось достать данные по аналогичным плательщикам, можно взять средние по отрасли показатели налоговой нагрузки.

Также см. «Минфин планирует изменить налоговую систему с 2019 года».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

Данная таблица применяется в 2019 году, ее налоговики обновили в мае 2019 года.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2018 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %
ВСЕГО 11,0 3,3
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,1 5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,2 4,9
лесоводство и лесозаготовки 9,3 7,5
рыболовство, рыбоводство 7,8 5,6
Добыча полезных ископаемых — всего  43,5 1,6
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего  52,5 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 17,9 3,8
Обрабатывающие производства – всего   7,1 1,9
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 21,7 2,0
производство текстильных изделий, одежды 8,1 3,8
производство кожи и изделий из кожи 8,2 5,0
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,8 3,3
производство бумаги и бумажных изделий 5,0 1,7
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,4 3,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 2,2 2,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,1 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,3
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,1 2,1
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,6 4,0
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,6 4,2
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,8 5,2
производство электрического оборудования 6,9 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,5 4,6
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,4 1,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 6,7 2,3
производство, передача и распределение электроэнергии 7,6 2,0
производство и распределение газообразного топлива 2,2 1,5
производство, передача и распределение пара и  горячей воды; кондиционирование воздуха 6,8 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений-  всего 8,9 4,6
Строительство 10,4 4,4
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 2,9 1,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,9 1,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,7 0,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,4 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего  10,1 5,8
Транспортировка и хранение -всего 6,5 4,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,1 6,7
деятельность трубопроводного транспорта 4,7 2,2
деятельность водного транспорта   8,4 4,1
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 15,1 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего 16,5 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 20,5 5,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 18,4 10,0
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector