Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

Как влияет прожиточный минимум пенсионера на размер пенсии?

Прожиточный минимум в Российской Федерации – определённая сумма денег, которая рассчитывается на одного гражданина. Её должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность человека. В эту сумму включаются базовые товары, услуги, продукты питания и вещи первой необходимости.

Размер прожиточного минимума напрямую связан с потребительской корзиной. Это условное понятие, которое подразумевает набор вещей, продуктов и различных услуг, в том числе коммунальных. Эти товары в совокупности должны обеспечивать полноценное существование человека и создавать нормальные условия для жизни. От того, что входит в данный набор, а также от стоимости продуктов и услуг, зависит установленная сумма.

Товары и услуги первой необходимости составляют половину того, сколько стоят продукты питания. В состав продуктовых товаров корзины входят картошка, хлебопродукты, яйца, овощи и фрукты, рыба, мясо и молочные продукты.

Данную корзину пересматривают через каждые пять лет, а также при высокой инфляции. Размер этой величины изменяется от 2 до 4 раз на год. На это влияет постоянное повышение цен, а также возможности и бюджет каждого отдельного региона.

– работающее население;- пенсионеры;- дети.

На каждую категорию рассчитывается необходимый размер дохода для удовлетворения их потребностей.

Регион На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей
Адыгея 9 232 10 342 8 876 9 654
Алтай 10 560 11 432 9 871 10 432
Алтайский край 9 490 9 906 8 152 9 811
Амурская область 10 980 11 661 8 924 11 400
Архангельская область 12 090 13 149 10 056 11 917
Астраханская область 9 622 10 126 7 757 10 461
Башкортостан 9 014 9 552 7 315 9 182
Белгородская область 9 467 9 783 8 629 8 963
Брянская область 9 880 10 593 8 202 9 720
Бурятия 10 823 11 027 10 239 10 589
Владимирская область 10 872 11 078 10 028 10 492
Волгоградская область 9 318 9 973 7 556 9 569
Вологодская область 10 382 10 489 9 287 9 678
Воронежская область 8 966 9 239 8 928 9 173
Еврейская автономная область 12 825 13 588 10 358 13 411
Дагестан 9 301 9 552 7 345 9 488
Забайкальский край 11 290 11 670 10289 10 349
Ивановская область 10 102 10 966 8 405 10 142
Ингушетия 9 678 10 384 9 382 10 023
Иркутская область 11 235 11 890 8 102 10 976
Кабардино-Балкария 9 800 10 786 9 342 9 980
Калининградская область 10 980 11 537 10 028 10 683
Калмыкия 9 000 9 345 8 674 9 038
Калужская область 10 482 11 289 8 689 10 292
Камчатский край 19 555 20 618 15 587 21 054
Карачаево-Черкессия 9 335 9 836 7 528 9 608
Карелия 13 030 14 186 10 862 12 330
Кемеровская область 9 476 10 031 7 625 9 928
Кировская область 9 675 10 314 7 881 10 008
Коми 12 948 13 892 10 582 13 025
Красноярский край 11 914 12 605 9 288 12 490
Костромская область 10 900 11 560 10 348 10 679
Краснодарский край 10 238 11 059 8 455 9 890
Крым 10 900 11 348 10 389 10 657
Курганская область 10 349 10 789 9 900 10 478
Курская область 9 280 9 954 7 707 9 338
Ленинградская область 10 450 11 000 10 200 10 600
Липецкая область 8 734 9 433 7 326 8 855
Магаданская область 18 146 19 085 14 275 19 519
Марий Эл 9 780 9 945 9 130 9 439
Мордовия 9 340 9 780 9 034 9 450
Москва 16 463 18 781 11 609 14 329
Московская область 12 229 13 528 9 137 12 057
Мурманская область 14 890 15 673 12 346 13 948
Ненецкий АО 20 460 21 527 16 690 21 427
Нижегородская область 10 900 11 348 8 102 11 067
Новгородская область 10 652 11 568 8 822 10 589
Новосибирская область 10 843 11 527 8 723 11 145
Омская область 9 250 9 767 7 411 9 641
Оренбургская область 8 816 9 357 7 232 9 259
Орловская область 10 897 11 235 10 456 10 980
Пензенская область 9 783 10 020 9 867 9 377
Пермский край 10 098 10 804 8 279 10 289
Приморский край 12 537 13 218 10 066 13 699
Псковская область 10 651 11 620 8 865 10 635
Ростовская область 9 671 10 285 7 841 10 117
Рязанская область 9821 10 464 8139 9 819
Самарская область 10 900 11 673 10 236 10 673
Санкт-Петербург 11 007 12 063 8 944 10 741
Саратовская область 9 637 10 345 9 231 10 029
Саха (Якутия) 16 463 17 457 13 226 16 906
Сахалинская область 15 786 16 678 12 457 13 349
Свердловская область 11 345 11 859 11 200 11 568
Севастополь 10 980 11 235 10 569 11 028
Северная Осетия (Алания) 9 767 10 034 9 034 9 653
Смоленская область 10 364 11 134 8578 10200
Ставропольский край 9 089 9 673 8 953 9 622
Тамбовская область 8 861 9 629 7 425 8 807
Татарстан 9 349 9 673 8 990 9 273
Тверская область 10 410 11 219 8 634 10 860
Томская область 11 179 11 768 8 920 11 582
Тульская область 9 915 10 627 8 508 9 760
Тыва 10 102 10 408 7 968 10 655
Тюменская область 10 887 11 467 8 708 11 139
Удмуртия 9 150 9 675 7 423 9 302
Ульяновская область 9 682 10 370 7 937 9 992
Хабаровский край 15 089 16 756 13 456 14 672
Хакасия 10 897 11 238 10 782 11 023
Ханты-Мансийский АО 14 512 15 646 11 893 14 464
Челябинская область 9 592 10 269 7 918 9 939
Чеченская Республика 9 664 10 090 9 034 9 563
Чувашская Республика 9 560 10 090 9 080 9 560
Чукотский АО 21 441 21 960 16 386 22 472
Ямало-Ненецкий АО 20 670 22 789 17 897 18 675
Ярославская область 9 695 10 631 7 869 9 783

Каждый регион устанавливает свой собственный минимум, ориентируясь на уровень инфляции. В таблице ниже смотрите значения.

Прожиточный минимум 2019 по субъектам РФ

Регион (область/край/республика) Квартал и год На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей Постановление
Адыгея 4 кв. 2018 г. 9012 9634 7415 9045 от 19.02.19 № 42
Алтай 9752 10 154 8248 9938 от 25.02.19 № 385
Алтайский край 3 кв. 2018 г. 9559 9995 8199 9835 от 28.11.18 № 431
Амурская 10 980 11 661 8924 11 400 от 30.10.18 № 261
Архангельская  4 кв. 2018 г. 11816 12 896 9892 11 425 от 06.02.19 № 38-пп
Астраханская  9581 10 047 8044 10 135 от 25.01.19 № 11-П

Башкортостан

3 кв. 2018 г. 8940 9504 7283 8975 от 13.12.18 № 605

Белгородская

8290 8914 6899 8135 от 10.12.18  № 453-пп

Брянская

4 кв. 2018 г. 9655 10 358 8051 9421 от 21.01.19 № 12-п
Бурятия 10 395 10 815 8263 10 799 от 12.02.19 № 50

Владимирская

9523 10 385 8063 9374 от 31.01.19 № 50
Волгоградская 9174 9865 7514 8135 от 25.02.19 № 69-п
Вологодская 3 кв. 2018 г. 10 980 11 921 9108 10 808 от 19.11.18 № 1041

Воронежская

8744 9427 7282 8528 от 15.11.18 № 997
Еврейская автономная область 4 кв. 2018 г. 13 051,24 13 844,43 10 569,17 13 573,81 от 17.01.19 №5/19
Дагестан 3 кв. 2018 г. 9301* 9552* 7345* 9488* от 07.09.18 № 122
Забайкальский край 11 213.39 11 691.12 8877.65 11 704 от 20.11.18 № 471

Ивановская

4 кв. 2018 г. 9900 10 769 8320 9724 от 16.01.19 № 3-уг
Ингушетия 4 кв. 2018 г.
9992 9596 7370 9609 от 11.02.19 № 18
Иркутская  10 698 11 327 8626 10 958 от 30.01.19 № 57-пп
Кабардино-Балкария 3 кв. 2019 г. 10 557 10 969 8243 11 336

от 13.11.18 № 211-ПП

Калининградская  10 828 11 596 8848 10 552

от 13.11.18 № 679

Калмыкия 4 кв. 2018 г. 9120 9548 7346 9189

от 11.02.19 № 31

Калужская 

10 240 11 039

8542

9916

от 06.02.19 № 69

Камчатский край 19 741 20 886 15 810 21 271 от 29.01.19 № 47-П
Карачаево-Черкессия 3 кв. 2018 г. 9347 9852 7531 9612

от 29.11.18 № 268

Карелия 13 041 14 206 10 886 12 285 от 14.12.18 № 460-П
Кемеровская  4 кв. 2018 г. 9108 9645 7372 9476

от 07.02.19 № 68

Кировская  3 кв. 2018 г. 9897 10 572 8086 10 121

от 27.11.18 № 554-П

Коми 4 кв. 2018 г. 12 948 13 892 10 582 13 025

от 04.02.19 № 49

Красноярский край 11 642 12 332 9110 12 116 от 15.01.19 № 9-п

Костромская 

9664 10 534 8 143 9 383 от 13.02.19 № 34-а
Краснодарский край 10 228 11 075 8496 9716 от 06.02.19 № 119
Крым 9814 10 545 8121 10 208 от 01.02.19 № 61
Курганская  3 кв. 2018 г. 9782 10 445 8087 10 289 от 14.12.18 №425

Курская 

4 кв. 2018 г.  9058 9741 7577 8923 от 29.01.19 № 33-па
Ленинградская  10 239 11 088 8777 9877 от 15.02.19 № 56

Липецкая

8720 9424 7348 8763 от 16.01.19 № 5
Магаданская 18 910 19 881 14 886 20 348

от 24.01.19 № 16-у

Марий Эл 8849 9447 7285 9048 от 29.01.19 № 9
Мордовия 8503 9132 6975 8924 от 25.01.19 №28
Москва 3 кв. 2018 г. 16 260 18 580 11 505 13 938

от 04.12.18 № 1465-ПП

Московская область 12 181 13 496 9100 11 925

от 12.12.18 № 942/43

Мурманская  4 кв. 2018 г. 14 649 15 307 12 247 14 848 от 19.02.19 №62-ПП
Ненецкий АО 20 297 21 360 16 546 21 228 от 25.01.19 № 9-П
Нижегородская  9222 9952 7666 9355 от 28.01.19 № 33
Новгородская  10 407 11 328 8661 10 172 от 30.01.19 № 12-рг
Новосибирская  10 552 11 217 8527 10 800 от 30.01.19 № 20
Омская область 8942 9481 7238 9085

от 27.02.19 № 50-п

Оренбургская  3 кв. 2018 г. 8825 9391 7256 9184 от 12.12.18 № 778-п

Орловская 

4 кв. 2018 г. 9513 10 215 7955 9364 от 01.02.19 № 47
Пензенская  8744 9486 7291 9220 от 20.02.19 № 103-пП
Пермский край 10 098 10 804 8279 10 289

от 08.02.19 № 65-п

Приморский край 12 623 13 310 10 143 13 782 от 05.02.19 № 55-па
Псковская  10 623 11 536 8817 10 306 от 31.01.19 № 32
Ростовская  9657 10 292 7859 9972 от 21.01.19 № 95

Рязанская 

9474 10 260 7915 9264 от 24.01.19 № 4
Самарская 9872 10 876 7827 9608 от 11.02.19 № 601
Санкт-Петербург 3 кв. 2018 г. 11 021.30 12 079.50 8954.10 10754.60 от 11.12.18 № 930
Саратовская 4 кв. 2018 г. 8599 9269 7144 8712 от 21.02.19 №114-п
Саха (Якутия) 16 667 17 728 13 400 17 072

от 25.02.19 № 29

Сахалинская 14 072 14 790 11 136 14 933 от 15.02.19 № 63
Свердловская  10 217 10 933 8 477 10 450

от 05.02.19 № 70-ПП

Севастополь 10 422 11 178 8583 10 854 от 11.02.19 №61-ПП
Северная Осетия (Алания) 3 кв. 2018 г. 9049 9532 7315 9402

от 27.11.18 № 380

Смоленская

4 кв. 2018 г. 10 148 10 909

8450

9865 от 30.01.19 № 13
Ставропольский край 8622 9183 7039 8764 от 31.01.19 № 38-п

Тамбовская

8722 9515 7373 8365 от 29.01.19 № 59
Татарстан 8709 9726 7121 8723 от 22.02.19 № 122

Тверская

3 кв. 2018 г.

10 410.07

11 219.41

8634.29

10 860.04

от 29.10.18 № 322-пп

Томская 4 кв. 2018 г. 10 595 11 175 8512 10 828 от 31.01.19 № 20-р

Тульская

9815 10 529

8438

9585 от 06.02.19 № 48
Тыва 3 кв. 2018 г. 10 032 10 385 7947 10 493 от 26.11.18 № 592
Тюменская 4 кв. 2018 г. 10 450 11 015 10 611 8411 от 28.01.19 № 24-п
Удмуртия 3 кв. 2018 г. 9196 9748 7481 9242

от 27.11.18 № 504

Ульяновская 9631 10 335 7907 9842

от 18.12.18 № 658-П

Хабаровский край 4 кв . 2018 г 13 497 14 330 10 882 14 282 от 25.02.19 № 13
Хакасия 3 кв. 2018 г. 10 053 10 609 8080 10 557 от 23.11.18 № 548
Ханты-Мансийский АО 4 кв. 2018 г. 14 471 15 615 11 898 14 352 от 25.01.19 № 11-п
Челябинская 9330 10 002 7758 9551 от 14.02.19 № 32
Чеченская Республика 10 508 10 927 8 474 10 367

от 12.02.19 № 27

Чувашская Республика 8657 9193 7099 8639

от 13.02.19 № 23

Чукотский АО 21 606 22 146 16 518 22 591 от 24.01.19 № 29
Ямало-Ненецкий АО 15 538 16 260 12 279 15 328 от 19.02.19 № 128-П

Ярославская

9451 10 368 7717 9446 от 29.01.19 № 17

Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

Минимум работодатели могут использовать в целях повышения зарплат сотрудникам. Как правило, для ежегодной индексации зарплат используют официальный показатель инфляции, а для ежеквартальной – прожиточный минимум.

Прожиточный минимум часто используют налоговики при проверках зарплат. Если в вашей организации установлена зарплата ниже прожиточного минимума, это вызовет подозрения. В таком случае инспекторы созовут комиссию и проведут проверку на выплату серых зарплат. Поэтому лучше не рисковать и довести уровень зарплаты до величины минимума.

Что входит в прожиточный минимум пенсионера в 2019 году

Прожиточный минимум пенсионера в России в 2019 году имеет размер, достаточный для приобретения товаров, которые относятся к группе первой необходимости. Размера социальных выплат должно хватать для оплаты услуг ЖКУ и покупки медикаментозных средств. Закон содержит так называемую корзину потребления, которая имеет определенный состав (меняется каждые 5 лет):

  • Одежда, бытовая химия.
  • Мясо, овощи, фрукты, крупы и молочная продукция.
  • Медикаменты и другие расходы на лечение.
  • Проезд в общественном транспорте.
  • ЖКУ и телефония.

Размер ПМ в зависимости от регионов разнится, т. к. отличия имеют место быть со стороны цен в продуктовых и не продуктовых магазинах. Отличается и размер платы за услуги ЖКХ и иные издержки.

Какая пенсия считается минимальной в России?

Регулированием вопроса занимаются и федеральные, и региональные власти. Сначала рассчитывают общий объём для материального обеспечения, предназначенного тому или иному конкретному гражданину. Учёту подлежат следующие разновидности сумм, когда определяют региональные доплаты к пенсии:

  • ЕДВ вместе с социальными услугами.
  • Соцобеспечение дополнительного типа.
  • Пособия с конкретными сроками.
  • Пенсия, выплачиваемая каждый месяц.

Первое число месяца после подачи заявления от гражданина – крайний срок установления соцдоплаты. Раньше появления права на помощь выплаты не устанавливают. При назначении не учитывают:

  1. Помощь единовременного характера.
  2. Поддержка с натуральным выражением. То же правило распространяется на компенсации, связанные с этими видами расходов. От этого прожиточный минимум для пенсионеров не зависит.

Эта помощь устанавливается, чтобы общий доход пожилого гражданина был не ниже прожиточного минимума, установленного в целом по территории России. Учитываются ситуации, когда лицо пенсионного возраста получает доход ниже показателя на уровне всей РФ, либо конкретного субъекта.

Меньше общероссийского уровня прожиточный минимум установлен у 14 субъектов. Это касается следующих территорий:

  • Новосибирская, Калининградская, Томская, Псковская, Вологодская, Ивановская области.
  • Коми.
  • Красноярский край.
  • Ханты-Мансийский округ.
  • Амурская область.
  • Приморье.
  • Санкт-Петербург.
  • Еврейская АО.
  • Карелия.

Назначение доплат связано с материальным обеспечением. Если оно меньше прожиточного регионального минимума – ответ положительный. Но может быть так, что у этого региона уровень выше, чем в среднем для России. К примеру, в столице минимальный уровень составляет 11816 рублей. Ещё больше выплата тем, кто проживает в городе на протяжении 10 и больше лет. Она равна в таком случае 17,5 тысячам рублей.

Порядок оформления

Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

Если гражданин, получающий пенсию, устраивается на работу – выплаты прекращаются. То же касается ситуации со сменой места жительства, когда выезжают за пределы государства. Наконец – прекращаются выплаты при получении дохода выше рамок, установленных на законодательном уровне. Как только появляется одно из вышеназванных условий – проводят перерасчёт. То же делают, когда место жительства меняется, но в пределах РФ.

Любая соцдоплата – с заявительным характером. То есть, гражданин должен сам обратиться к органам контроля для получения помощи. Требуется произвести не так уж много действий для получения выплат:

  1. Посещение одного из территориальных отделений Пенсионного Фонда РФ.
  2. Уточнение списка документов, передача которых потребуется гражданину.
  3. Оформление заявления. Остальные бумаги становятся обязательным дополнением.
  4. Между обращением и ответом должно пройти максимум пять рабочих дней. К этому времени примут окончательное решение.

Решением вопроса занимаются различные государственные органы. Всё зависит от того, выплачивают помощь из федерального или регионального бюджета. С тремя вариантами работают, когда речь о федеральных деньгах:

  • Территориальное отделение ПФР;
  • МФЦ;
  • Портал Госуслуг.

Органы социальной защиты по месту проживания занимаются выплатами, исходящими от регионального бюджета.

От граждан требуются следующие бумаги в случае с получением помощи:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Справка о том, что страховые взносы с гражданина не начисляются. Это подтверждение того, что у гражданина нет в настоящий момент рабочего места. Назначение выплат через ПФР предполагает автоматические проверки. Потому сведения нужны только при взаимодействии с социальной защитой.

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.

Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

В законодательстве такого понятия как “минимальный размер пенсии” нет. Однако есть официальны документ, который предусматривает, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее – ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). То есть, размер прожиточного минимума пенсионера можно условно считать размером минимальной пенсии по старости.

Время установления социальной доплаты к пенсии для пенсионеров по возрасту – первое число месяца, следующего за месяцем, в который пенсионер представил необходимые подтверждающие документы и написал соответствующее заявление в Пенсионный фонд для начисления доплаты. При этом, согласно Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 6 ст. 12.

По действующему пенсионному законодательству на территории Российской Федерации предусматривается два вида социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера. Во-первых это федеральная социальная доплата к пенсии установленная Федеральным законом N 459-ФЗ от 29.11.2018 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Вид и размер социальной доплаты к пенсии рассчитывается таким образом, чтобы суммарный размер материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты достиг регионального прожиточного минимума и был не меньше федерального прожиточного минимума в данном субъекте на 31 декабря прошлого года.

Согласно Федеральному Закону № 459-ФЗ от 29.11.2018, установленная для определения размера федеральной социальной доплаты величина прожиточного минимума пенсионера в России составляет 8 846 рублей в месяц.

Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

Ниже мы собрали в таблице размеры прожиточного минимума пенсионеров по субъектам федерации, от величины регионального ПМП будет зависеть типа социальной доплаты (СД) — федеральная (ФСД) или региональная социальная доплата (РСД) положена пенсионеру.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать величину социальной доплаты к пенсии, необходимо сравнить размер материального обеспечения пенсионера с величиной прожиточного минимума пенсионера по РФ и по отдельному субъекту РФ, в котором пенсионер проживает. Федеральная социальная доплата будет равна разнице между региональным прожиточным минимумом пенсионера и общей суммой его материального обеспечения.

Для этого нужно учесть все виды получаемых им пенсий и материальных выплат, получаемых ежемесячно. Так, в расчете учитываются: ежемесячная денежная выплата, срочная пенсионная выплата, социальная помощь, устанавливаемая в субъектах РФ для граждан пенсионного возраста, в ее денежном выражении, стоимость набора социальных услуг к ежемесячной денежной выплате и дополнительное ежемесячно выплачиваемое материальное обеспечение. Исключение из этого списка, согласно Закона № 178-ФЗ (ч. 2 ст. 12.1), составляют только выплаты, предоставляемые на единовременной основе.

Так, если пенсионер в 2019 году получил единовременную денежную выплату в размере 5 000 рублей, она не облагается налогом на доходы физических лиц и не берется во внимание при определении его права на социальную доплату к пенсии (см. ч. 1 и 5 ст. 1 Федерального закона «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» от 22.11.2016 N 385-ФЗ г. и п. 8.5 ст. 217 НК РФ).

Также не принимают участие в расчетах общей суммы материального обеспечения, получаемого пенсионером, и меры социальной поддержки, которые он получает в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ в натуральной форме.

Однако все меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном исчислении, например, скидки и льготы пенсионерам на пользование телефоном, на оплату жилых помещений, жилищно-коммунальных услуг, льготы на проезд на пассажирском городском, пригородном и междугородном транспорте и компенсация понесенных расходов по оплате данных услуг пенсионером, в соответствии с Законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 (ч. 3 ст. 12.1), учитываются при определении общей суммы материального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Региональный прожиточный минимум пенсионера, установленный для пенсионеров в Костромской области — 8 630 рублей в месяц на 2019 год, федеральный прожиточный минимум пенсионера на 2019 год по России — 8 846 рублей в месяц. Пенсионер Иванов имеет суммарное материальное пенсионное обеспечение в размере 8 730 рублей месяц.

В данном случае региональный прожиточный минимум меньше, чем прожиточный минимум по России (8 630 против 8 846). Поэтому Иванову будет начислена федеральная социальная доплата к пенсии. Размер такой федеральной доплаты равен разнице между федеральным прожиточным минимумом и региональным ПМП (так как суммарное материальное обеспечение пенсионера меньше регионального ПМП — до его уровня ему доплачивает субъект федерации), то есть 8 846 — 8 630 = 216 рублей в месяц.

  • доплата за счет федерального бюджета назначается, если прожиточный минимум в субъекте РФ не достигает показателя по стране, а пенсия неработающего пенсионера составляет еще меньшую сумму;
  • региональная доплата полагается, если ПМ по субъекту РФ превышает показатель по стране, а пенсия гражданина, соответственно, еще меньше;
  • по новым правилам, вступившим в силу с апреля 2019 года, федеральная или региональная доплата рассчитывается до применения индексации, что влечет увеличение пенсий для неработающих граждан.

От чего ещё зависит величина прожиточного минимума?

Субъект РФ Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ НПА* СД*
Алтайский край 8 669,00 ₽ Закон от 02.11.2018 № 91-ЗС ФСД
Амурская область 8 846,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 256-ОЗ ФСД
Архангельская область 10 258,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 15-2-ОЗ РСД
Астраханская область 8 352,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 101/2018-ОЗ ФСД
Белгородская область 8 016,00 ₽ Закон от 27.11.2018 № 310 ФСД
Брянская область 8 523,00 ₽ Закон от 24.10.2018 № 72-З ФСД
Владимирская область 8 526,00 ₽ Закон от 24.10.2018 № 94-ОЗ ФСД
Волгоградская область 8 569,00 ₽ Закон от 23.10.2018 № 115-ОД ФСД
Вологодская область 8 846,00 ₽ Закон от 05.12.2018 № 4450-ОЗ ФСД
Воронежская область 8 750,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 138-ОЗ ФСД
г. Севастополь 8 842,00 ₽ Закон от 17.12.2018 № 463-ЗС ФСД
г.Байконур 8 846,00 ₽ Устанавливается Правительством РФ ФСД
г.Санкт-Петербург 8 846,00 ₽ Закон от 30.11.2018 № 711-714 ФСД
Забайкальский край 8 846,00 ₽ Закон от 15.11.2018 № 1653-ЗЗК ФСД
Ивановская область 8 576,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 51-ОЗ ФСД
Иркутская область 8 841,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 82-ОЗ ФСД
Кабардино-Балкарская Республика 8 846,00 ₽ Закон от 27.09.2018 № 24-РЗ ФСД
Калининградская область 8 846,00 ₽ Закон от 19.11.2018 № 224 ФСД
Калужская область 8 708,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 397-ОЗ ФСД
Камчатский край 16 543,00 ₽ Закон от 27.09.2018 № 250 РСД
Карачаево-Черкесская Республика 8 846,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 67-РЗ ФСД
Кемеровская область 8 387,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 80-ОЗ ФСД
Кировская область 8 474,00 ₽ Закон от 27.09.2018 № 182-ЗО ФСД
Костромская область 8 630,00 ₽ Закон от 18.10.2018 № 469-6-ЗКО ФСД
Краснодарский край 8 657,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 3882-КЗ ФСД
Красноярский край 8 846,00 ₽ Закон от 23.11.2018 № 6-2201 ФСД
Курганская область 8 750,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 118 ФСД
Курская область 8 600,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 61-ЗКО ФСД
Ленинградская область 8 846,00 ₽ Закон от 20.12.2018 № 130-оз ФСД
Липецкая область 8 620,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 214-ОЗ ФСД
Магаданская область 15 460,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 2305-ОЗ РСД
Москва 12 115,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 22 РСД
Московская область 9 908,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 180/218-ОЗ РСД
Мурманская область 12 674,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 2295-01-ЗМО РСД
Ненецкий а.о. 17 956,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 6-оз РСД
Нижегородская область 8 102,00 ₽ Закон от 02.10.2018 № 88-з ФСД
Новгородская область 8 846,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 315-ОЗ ФСД
Новосибирская область 8 814,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 304-ОЗ ФСД
Омская область 8 480,00 ₽ Закон от 05.10.2018 № 2102-ОЗ ФСД
Оренбургская область 8 252,00 ₽ Закон от 25.10.2018 № 1284/344-VI-ОЗ ФСД
Орловская область 8 730,00 ₽ Закон от 06.11.2018 № 2283-ОЗ ФСД
Пензенская область 8 404,00 ₽ Закон от 25.09.2018 № 3243-ЗПО ФСД
Пермский край 8 539,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 299-ПК ФСД
Приморский край 9 988,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 365-КЗ РСД
Псковская область 8 806,00 ₽ Закон от 07.11.2018 № 1886-ОЗ ФСД
Республика Адыгея 8 138,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 177 ФСД
Республика Алтай 8 712,00 ₽ Закон от 20.11.2018 № 74-РЗ ФСД
Республика Башкортостан 8 645,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 1-з ФСД
Республика Бурятия 8 846,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 136-VI ФСД
Республика Дагестан 8 680,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 63 ФСД
Республика Ингушетия 8 846,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 43-рз ФСД
Республика Калмыкия 8 081,00 ₽ Закон от 26.09.2018 № 6-VI-3 ФСД
Республика Карелия 8 846,00 ₽ Закон от 22.10.2018 № 2286-ЗРК ФСД
Республика Коми 10 742,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 77-РЗ РСД
Республика Крым 8 370,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 535-ЗРК/2018 ФСД
Республика Марий Эл 8 191,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 53-З ФСД
Республика Мордовия 8 522,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 80-З ФСД
Республика Саха (Якутия) 13 951,00 ₽ Закон от 19.10.2018 2050-З № 11-VI РСД
Республика Северная Осетия-Алания 8 455,00 ₽ Закон от 06.11.2018 № 84-РЗ ФСД
Республика Татарстан 8 232,00 ₽ Закон от 25.09.2018 № 50-ЗРТ ФСД
Республика Тыва 8 846,00 ₽ Закон от 30 ноября 2018 № 448-ЗРТ ФСД
Республика Хакасия 8 782,00 ₽ Закон от 10.12.2018 № 66-ЗРХ ФСД
Ростовская область 8 488,00 ₽ Закон от 01.11.2018 № 31-ЗС ФСД
Рязанская область 8 568,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 65-ОЗ ФСД
Самарская область 8 413,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 85-ГД ФСД
Саратовская область 8 278,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 99-ЗСО ФСД
Сахалинская область 12 333,00 ₽ Закон от 11.12.2018 № 73-ЗО РСД
Сахалинская область 9 166,00 ₽ Закон от 25.10.2018 № 316-ОЗ РСД
Свердловская область 8 846,00 ₽ Закон от 06.11.2018 № 126-ОЗ ФСД
Смоленская область 8 825,00 ₽ Закон от 25.10.2018 № 105-з ФСД
Ставропольский край 8 297,00 ₽ Закон от 02.11.2018 № 91-кз ФСД
Тамбовская область 7 811,00 ₽ Закон от 06.11.2018 № 283-З ФСД
Тверская область 8 846,00 ₽ Закон от 26.10.2018 № 47-ЗО ФСД
Томская область 8 795,00 ₽ Закон от 13.11.2018 № 128-ОЗ ФСД
Тульская область 8 658,00 ₽ Закон от 25.10.2018 № 90-ЗТО ФСД
Тюменская область 8 846,00 ₽ Закон от 25.10.2018 № 101 ФСД
Удмуртская Республика 8 502,00 ₽ Закон от 28.09.2018 № 52-РЗ ФСД
Ульяновская область 8 474,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 110-ЗО ФСД
Ульяновская область 8 474,00 ₽ Закон от 29.10.2018 № 110-ЗО ФСД
Хабаровский край 10 895,00 ₽ Закон от 24.10.2018 № 371 РСД
Ханты-Мансийский а.о.- Югра 12 176,00 ₽ Закон от 16.10.2018 № 69-оз РСД
Челябинская область 8 691,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 804-ЗО ФСД
Чеченская Республика 8 735,00 ₽ Закон от 05.12.2018 № 59-РЗ ФСД
Чувашская Республика 7 953,00 ₽ Закон от 19.10.2018 № 65 ФСД
Чукотский а.о. 19 000,00 ₽ Закон от 30.10.2018 № 65-ОЗ РСД
Ямало-Ненецкий а.о. 13 425,00 ₽ Закон от 02.10.2018 № 60-ЗАО РСД
Ярославская область 8 163,00 ₽ Закон от 31.10.2018 № 51-з ФСД

Прожиточный минимум таблица

*НПА – Нормативный правовой акт, в соответствии с которым установлена величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации

*СД – социальная доплата (Федеральная или Региональная)

Стоимость потребительской корзины невозможно прогнозировать. Её только определяют на текущий момент. Подсчёты ведутся каждый квартал.

Расчёт ведут на основе следующих элементов:

  • Уровень инфляции.
  • Уровень цен.
  • Налоговые ставки, показатели по другим отчислениям.
  • Что включено в корзину потребителей.

В первом квартале 2019 года размер прожиточного минимума стал значительно выше первого квартала предыдущего года.

Прожиточный минимум на первый квартал 2019 года для всего населения России установлен на уровне 10 444 рубля (средний). Для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей, для пенсионеров – 8 583 рублей, а для детей – 10390 рублей.

Прожиточный минимум по областям и краям Российской Федерации изменяет свои показатели. Экономическая и финансовая ситуация в самом регионе и решения местных депутатов, напрямую влияют на его величину.

Размер прожиточного минимума на законодательном уровне регулируется Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Его применяют для назначения социальных выплат, определения региональных бюджетов и других целей.

Минимальный уровень дохода рассчитывают ежеквартально на федеральном уровне и отдельно в каждом из субъектов России. Величину в целом по России определяет Правительство РФ исходя из стоимости потребительской корзины. Стоимость корзины пересматривают ежеквартально и корректируют в сторону понижения или повышения.

Величина прожиточного минимума в России за 1-4 кварталы 2018 г.

Период На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей Приказ Минтруда
1 квартал 2018 г. 10 038 руб. 10 842 руб. 8 269 руб. 9 959 руб. № 410н от 25.06.18
2 квартал 2018 г. 10 444 руб. 11 280 руб. 8583 руб. 10 390 руб. № 550н от 24.08.18
3 квартал 2018 г. 10 451 руб. 11 310 руб. 8615 руб. 10 302 руб. № 695н от 12.11.18
4 квартал 2018 г. ожидается в середине марта 2019 г.

Квартальные показатели минимального уровня дохода населения используют исключительно в статистических целях. При расчете пособий и МРОТ используют годовые показатели прожиточного минимума.

Напомним, с 1 января 2019 года МРОТ в России составляет 100% от прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2018 года – 11280 рублей.

Кто отвечает за установку прожиточного минимума?

продуктовая корзина

Сбор специальной комиссии раз в пятилетку обязателен для установки прожиточных региональных минимумов. В ней должно присутствовать хотя бы по одному представителю от каждого такого органа власти:

  1. Служба статистики.
  2. Социальные службы.
  3. Министерство по труду.

На заседании комиссия собирает и анализирует все данные, необходимые для максимально точной установки прожиточного минимума.

Комиссия рассматривает список продуктов, необходимых человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. В расчёт берутся и некоторые культурно-нравственные потребности.

Следующий этап включает определение минимума для конкретных категорий граждан.

Среднюю величину минимума определяют в расчётном центре РФ.

Прожиточный минимум в 2019 году по регионам России

По мере дальнейшего развития прожиточный минимум стараются увеличивать. Но допустима и ситуация, когда он меняется.

Другие особенности определения

Такой показатель неразрывно связан с минимальной оплатой труда. Последняя регулируется ТК РФ. Но оба понятия также напрямую зависят от того, как страна планирует экономику, бюджет.

В нескольких других направлениях стоимость жизни тоже учитывают:

  • Сбор информации для центров занятости.
  • Планирование бюджетов каждого из субъектов.
  • Изучение уровня жизни различных демографических групп населения.
  • Определение сумм для стипендий и пособий, других выплат социального характера.
  • Регулировка по МРОТ, создание обоснований.
  • Планы по социальной политике.

Возраст населения тоже влияет на показатель в результате. Население, способное к труду вместе с пенсионерами и детьми – отдельные категории.

Пенсионеры и дети отличаются наименьшими размерами потребительских корзин и запросов. За ними идёт трудоспособное население.

При доходе ниже прожиточного уровня государство устанавливает различные виды помощи:

  1. Ежемесячные выплаты после появления на свет третьего малыша, пока ему не исполнится три года.
  2. Выделяемая отдельным категориям граждан помощь социального характера.
  3. Пенсионные доплаты.
  4. Государственная социальная стипендия.
  5. Субсидии при оплате за детские сады.
  6. Субсидии на оплату жилья.

Прожиточные минимумы с минимальными размерами – гарантия получения дохода любым гражданином. В зависимости от среднего уровня прибыли, гражданину могут присваивать определённые социальные статусы. От этого и зависит то, какие деньги перечисляет государство для поддержания нормального уровня жизни.

Заключение

Обычно чем севернее расположен регион – тем больше размер различных выплат. Величина прожиточного минимума пенсионера на 2019 год попадает под это же правило. Но всегда сначала вводят общий показатель по стране, от которого потом уже отталкиваются при разработке систем для конкретных регионов. Остаётся заранее узнать об уровне прожиточного минимума, чтобы понимать, на что может рассчитывать тот или иной гражданин.

О ПМ для трудоспособного населения

Конечно, любопытно, что на Чукотке ПМ для детей превысил ПМ для трудоспособного населения (22472 р. против 21960 р.), но видимо, жизнь на этом полуострове действительно имеет свои нюансы, которые и влияют на эти цифры. Но такое необычное соотношение данных показателей  – это редкое исключение из правил.

Обычно же потребности людей трудоспособного возраста в продуктах, непродовольственных товарах и услугах по объективным причинам превышают аналогичные запросы двух других групп, иными словами их (трудящихся) потребительская корзина – более ёмкая, а социальных льгот (да хотя бы бесплатного проезда на общественном транспорте, как у пенсионеров) они ещё не заработали. Поэтому и ПМ – соответствующий, более высокий.

И такое положение дел справедливо для подавляющего числе регионов.

О ПМ для инвалидов

Как уже понятно из предыдущего материала, специальных показателей ПМ для инвалидов как таковых в стране не предусмотрено. Просто размеры социальных выплат для неработающих инвалидов (детства, 1-й и 2-й групп) – пенсии, материальной помощи и иных в сумме не должны быть ниже установленного в регионе ПМ для той социально-демографической группы, какая им ближе подходит – детей или пенсионеров.

Инвалидам же 3-й, рабочей (хотя с определёнными ограничениями, например, с условием неполного рабочего дня) группы, не достигшим пенсионного возраста, в части ПМ следует ориентироваться на ПМ для трудоспособного населения – если сумма зарплаты и той небольшой, причитающейся  им социальной пенсии окажется меньше этого ПМ, то регион доплатит до установленной им величины данного минимума.

Если же инвалид достиг пенсионного возраста и успел заработать себе страховую пенсию, как правило, большую, чем ПМ, то в практическом смысле понятие прожиточного минимума для него неактуально.

О ПМ для работающих пенсионеров

О ПМ для «пенсионеров вообще» много сказано выше.

https://www.youtube.com/watch?v=poJd63Dc0KM

Здесь же следует добавить, что для такой категории, как «работающие пенсионеры», «специального» прожиточного минимума не существует – только «общий», «пенсионерский».

И пенсионерам, которые продолжают работать, чтобы обеспечить себе  более достойное, чем позволяет им уже заработанная ими страховая пенсия, существование, а заодно и немного повысить эту пенсию, ПМ для пенсионеров – «не подмога» в их финансовых достижениях и в этом аспекте практического значения не имеет.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector