Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

На вопрос кто должен благоустраивать и убирать дворовую территорию ответ прост?

Чья земля тот и несет ответственность. Если придомовая территория оформлена по всем правилам, ответственны за ее содержание жильцы многоквартирного дома, ТСЖ или управляющая компания.

Расходы на содержание обще домового имущества, в том числе земель делится на каждого проживающего, пропорционально площади квартиры. Без соответствующего оформления земля находится во владении муниципальных властей. Все вопросы по содержанию решает муниципалитет. По закону должны соблюдаться санитарные нормы состояния дворов, но ответственных за это людей зачастую найти сложно.

Если участок закреплен за жителями, то решения по его использованию и благоустройстве может решаться на обще домовых собраниях. На них договариваются о строительстве гаражей, стоянок, детских площадок, обустройстве клумб и цветников. Можно обсудить сдачу участка в аренду иным лицам за оплату, о чем знают единицы. Во многих двориках землей распоряжаются жильцы первых этажей.

Если у многоэтажки нет оформленной придомовой территории, жильцы могут обратиться в муниципалитет или другой соответствующий орган по вопросу выделения такой территории в общую собственность. Важно знать, что после передачи земли в собственность, жильцы несут обязанности по ее содержанию. Спрос будет со всех.

Люди редко задумываются кому принадлежит земля вокруг их дома, устраивая свалки под окнами, штрафы могут прислать на всех собственников квартир. Не знание правил, своих прав и законов не освобождает от ответственности.

  •  Заказать проект благоустройства.
  •  Утвердить в трех инстанциях: управление подземных сооружений, местная власть, архитектура.

После этого выдается документ о бессрочном пользовании земельного участка. Жители будут обязаны его благоустраивать, убирать, ухаживать за ним. Не имеют право устанавливать ограничения в пользовании другим лицам.

Правила благоустройства придомовой территории

СНИПы устанавливают нормы не только для размера участка у дома.

В этих документах также содержится исчерпывающий перечень объектов, которые можно разместить во дворе:

  • зеленые насаждения в виде клумб, горок, газонов, декоративных деревьев и кустарников;
  • транспортные проезды и дорожки для пеших жильцов;
  • площадки для детей разного возраста и активных игр;
  • зоны спокойного отдыха для взрослых;
  • площадки и места для выгула и дрессировки собак;
  • постройки бытового назначения и вспомогательные сооружения.

Важно знать: использовать территорию вокруг жилого корпуса для иных целей запрещает градостроительное и земельное законодательство. Нарушителей ждет штраф.

К запретным объектам относятся торговые точки и заведения общепита, автомобильные мастерские и мойки, любые производства, платные парковки.

Нормативные акты, регламентирующие расположение земли

  1.  Статья 36 Земельного кодекса, где пунктом под номером два идет отсылочные нормы к жилищному кодексу, где сказано, что земли переходят в обще домовую собственность по правилам, которые определяются жилищным законодательством.
  2.  Подробно все прописано не в самом кодексе, а вводном законе к жилищному кодексу, в котором указано, что земельный надел переходит безвозмездно, без аукционно, без конкурсно в обще долевое имущество собственников. Выкупать не вкоем случае не надо, государство выделяет в рамках приватизации, по которой были квартиры. Но налоги с этих участков придется платить.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту – ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п “По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона “О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации”, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова” (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Любой участок суши, находящийся в юрисдикции государства, имеет свой юридический статус. Придомовые территории не являются исключением из этого права. Их статус обеспечивают следующие нормативные акты.

    Конституция Российской Федерации, гарантирующая гражданам право частной собственности на землю (ст. 36), право на благоприятную окружающую среду (ст.42), а также определяющая обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.58).

Статья 36

  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома

Придомовую территорию многоквартирного дома 2020 закон относит к общей собственности лиц, владеющих в данном здании квартирами.

Так, в 16-й статье ФЗ по ЖК №189 указано, что территория, окружающая возведенный на участке многоквартирный дом, вместе со всеми объектами и конструкциями на ней расположенным, считается коллективным долевым имуществом собственников жилья, прошедшего приватизацию.

Если подобная благоустроенная зона не была создана до введения в действие ЖК, то у всех граждан, являющихся собственниками жилья в данном доме, есть право обратиться с заявлением, содержащем просьбу о выделении такой территории, к органам общегосударственной или региональной власти.

Для полноценного использования придомовой территории жильцами дома необходимо, чтобы она имела четко обозначенные границы и была надлежащим образом оформлена.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Делается это в несколько последовательных этапов:

  • Первый из которых предусматривает коллективное собрание с проведением совещания, назначением доверенного лица и принятием по итогам встречи специального.
  • На втором этапе доверенное лицо отправляется в орган госадминистрации или управление регионального надзора с заявлением о создании придомовой территории. После проведения землеустроительных процедур уполномоченным органом утверждается проект границ участка.
  • Третий этап предусматривает непосредственную разметку территории. Этим занимается департамент администрации либо аппарат регионального управления, в зоне ответственности которого располагается многоэтажка. Территориальным департаментом земельных ресурсов осуществляется разработка заключения о бесплатном выделении участка в коллективную долевую собственность.

С того момента, как запись о прилегающей к дому земельной территории внесена в государственный кадастр, этот земельный участок вместе со всеми объектами, входящими в структуру данного здания, переходят в коллективную долевую собственность собственников жилья.

например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

По ст. 35 Жилищного кодекса владельцами общей придомовой территории считаются все собственники как жилых квартир, так и нежилых помещений.

Но такое право не возникает автоматически. Сначала необходимо провести приватизацию, иначе участок под таким домом так и останется муниципальным.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Собственность на землю под многоэтажным домом — общая совместная. Это значит, что каждому из владельцев квартир принадлежит определенная часть участка.

Однако выделить ее, чтобы использовать по собственному усмотрению или распорядиться ее судьбой, закон не разрешает. Пользоваться и распоряжаться таким имуществом можно только вместе, принимая решения исключительно на собрании собственников.

Использование земельного участка при доме

Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка. У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку. Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Судьба придомовой территории многоквартирного дома – строительство детских и спортивных площадок, высадка деревьев, обустройство парковок и установка ограждающих столбиков – решается только на общем собрании владельцев жилья. Так же коллективно распределяется и полученная прибыль. Для того, чтобы решение было правомочным, участвовать в голосовании должна половина всех проживающих в доме, пропорционально по каждой квартире.

Если после установки ограждения на участке нарушаются права людей, проживающих в соседних домах, то согласно решению суда на придомовую территорию может быть наложен
сервитут. После таких мер (если нет иного прохода) соседи получают свое законное право свободно перемещаться по вашему земельному участку.

Стоит ли оформлять придомовую территорию в собственность? Аргументы «за»:

  • защита двора от незаконного строительства – магазинов, автозаправок, жилых домов;
  • получение прибыли с дальнейшим распределением ее на благоустройство двора и ремонт подъездов;
  • приватизация участка бесплатная.

Можно дать разрешение на установку киоска на территории двора и распоряжаться всем вместе арендной платой его владельца. Собственники придомовой территории имеют право требовать арендную плату с хозяев парикмахерских, супермаркетов и других заведений, которые располагаются на первых этажах с соответствующими подъездными путями и пристройками и переводить ее на счет дома.

Аргументы «против»:

  • необходимость платить налог на землю;
  • на участке можно размещать только детские и спортивные площадки, а также гаражи для инвалидов и участников ВОВ:
  • ремонт и содержание территории (в том числе и дорог, внутридворовых проездов) теперь осуществляется за счет собственников дома.

Пока дороги и придомовая территория находится в муниципальной собственности, их кое-как латают из городского бюджета. Кстати, ямочный ремонт 1 кв. м асфальта обходится в 700 рублей, а капитальный – в 1000 рублей.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома и кто и за что должен платить? Придомовая территория принадлежит жилому дому, ее содержание и эксплуатация осуществляются вместе с домом из одного источника, то есть за счет владельцев жилья. В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса владелец жилого помещения в многоквартирном доме должен принимать участие и в расходах на содержание общего имущества пропорционально своей части в праве общей собственности.

Появление на придомовой территории нового жилого дома, заправки или супремаркета – обычное явление. И происходит это за счет сокращения детских площадок и зеленых зон отдыха. Самое печальное, что жильцы повлиять на ситуацию не могут никак, даже при обращении во все компетентные органы. Если по закону земля вам не принадлежит, значит, ей будет распоряжаться кто-то другой.

Но если
земля оформлена в собственность владельцев жилья, то без разрешения собственников никто и ничего построить на ней не сможет. Приватизация земли у дома четко обозначит границы придомовой территории, что позволит скорректировать стоимость уборки и благоустройства участка. Всем, наконец, станет понятно, куда уходит их ежемесячная плата.

Это так сказать, верхушка айсберга. Большинство свои квартиры сейчас приватизирует, и если вдруг с домом происходит стихийное бедствие (пожар, взрыв газа) или просто жилье будет в аварийном состоянии от старости, надеяться на новые квартиры от государства сегодня не приходится. В такой ситуации землю можно продать, чтобы возместить свои убытки и не оказаться на улице. Если аргументы убедительные, стоит узнать, как оформить права жильцов на свою территорию.

Как гласит жилищный кодекс, возведение любых новых объектов на придомовой территории не должно препятствовать проезду и проходу жильцов, препятствовать доступу экстренных и коммунальных служб.

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта, доступная на сайте Росреестра.

Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.

ВАЖНО.

Соответственно

36 статье ЖК

к такому участку прилагаются тротуары, проезды, различные озелененные места и т. п., созданное для того, чтобы обеспечить многоквартирный дом комфортом.

https://www.youtube.com/watch?v=DDmvpDFtBww

Далее поговорим о нормах СНИП, касающихся размеров придомовой территории.

Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:

  1. земельный участок, на котором возведен дом;
  2. зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
  3. детские и спортивные площадки;
  4. места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
  5. оборудованные места для сушки белья;
  6. электрические подстанции и трансформаторы;
  7. индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.

К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:

  • устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
  • изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
  • обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
  • установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).

При проведения озеленения запрещаются:

  1. посадка;
  2. пересадка;
  3. спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.

ВАЖНО. Подобные работы должны выполняться соответствующими службами, либо самими жильцами, но после получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления.

Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.

Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок, установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы. При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому, но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.

Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:

  • зеленая изгородь высотой до полутора метров;
  • декоративные ограды из железа, камня или дерева;
  • а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.

Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок, мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.

СПРАВКА. Возведение сплошных заборов вокруг придомовой территории не допускается.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.

Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.

Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.

Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.

Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Плюсы и минусы оформления в собственность придомового участка

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Межевание — первый шаг для приватизации жильцами придомовой территории. И, строго говоря, единственный.

Еще в 2010 году Конституционный суд признал особый порядок передачи земли под любым многоквартирным зданием владельцам квартир в собственность.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

В отличие от приватизации земель иного назначения, после того, как актом муниципальных властей или по заявлению собственников жилья выделяется и ставится на кадастровый учет новый земельный участок, право на него автоматически переходит к собственникам дома.

Получение земли в собственность имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • по решению общего собрания ее можно использовать для получения выгоды — сдавать в аренду;
  • город не может без согласия законных владельцев ничего построить на таком участке;
  • при необходимости использования придомовой территории для общественных нужд, муниципалитет может лишь выкупить участок или его часть.

Следует учесть: после получения придомовой территории в собственность, жильцам придется самостоятельно заботится о ее содержании и благоустройстве.

Кроме того, потребуется ежегодно уплачивать земельный налог. Сумму придется рассчитать самостоятельно, а затем распределить пропорционально между всеми собственниками. Чем больше площадь занимаемой квартиры или коммерческого помещения, тем выше будет налог.

Кто в ответе за уборку

Убирать принадлежащую дому территорию обязаны его жильцы. Однако делать это самостоятельно совсем не обязательно, хотя и возможно, путем составления графика работ.

Но чаще всего за уборку отвечает управляющая компания. Для этого в ее штате есть необходимое количество сотрудников (дворников).

Если в доме организовано ТСЖ, то договор об уборке двора заключается со специализированной коммерческой компанией.

Ответственность за качество уборки и соответствие санитарного состояния придомовой территории действующим нормативам лежит на собственнике.

Придомовой участок имеет четко ограниченную территорию, размер которой регистрируется ответственными учетными органами. По итогам осуществления процедуры размежевания оформляется выписка из ЕГРН и план объекта.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

В случае нарушения установленных границ в отношении виновника может быть применено административное наказание, например, в виде штрафа, или даже уголовное, в зависимости от тяжести самого нарушения.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, – внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Часто возникают вопросы кто должен убирать территорию, ведь даже когда она в плотную примыкает к окнам не всегда является собственностью жильцов. Обычно в собственности не более 10 метров от фасада. В таких случаях есть риск вместо парковки или детской площадки во дворе получить новостройку на вполне законных основаниях.

Здесь нужно точно узнать какая территория находиться в собственности. При необходимости ее расширения собрать документы и обратиться в соответствующий орган.

Для оформления земли не нужно проводить общее собрание и подавать коллективное заявление. Обратиться в земельный департамент может любой человек. Но ТСЖ не платит налогов и несет меньшие траты на содержание придомовой территории, поэтому удобнее организовать ТСЖ.

Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Понятие «содержание» включает в себя следующие работы на придомовой территории:

  • озеленение и поддержание насаждений в чистоте и порядке;
  • обустройство площадок для сбора мусора, их своевременная очистка и уборка;
  • ремонт и покраска детских площадок, скамеек, ограждений и прочих элементов благоустройства;
  • очистка прилегающей к дому территории от снега, и мусора, отведение талой и дождевой воды;
  • организация и обслуживание пешеходных дорожек, их чистка и обработка против скольжения;
  • оборудование и обслуживание парковок и т. д.

Согласно подпункту “е” пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом “г” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

По обустройству территории есть два нюанса

  1.  Оформление участка в собственность, это небольшая площадь. Чтобы его оформить нужно сделать проект межевания со всеми согласованиями и публичными слушаниями. В службе рос реестра кадастровый инженер ставит угловые координаты вашего участка выделенного из общего квартала, проводит кадастрирование.
  2.  Объединение нескольких домов в кооператив или товарищество с целью благоустройства сверх нормативную территорию, например, сквер. Вы имеете право взять участок не в аренду, а также в безвозмездное, бессрочное пользование, но на определенных условиях.

Процедура организации паркинга

Создание наземного паркинга — один из разрешенных видов использования территории вокруг многоквартирного дома. Для их обустройства используются участки с достаточно прочным покрытием.

Паркинг может быть размечен по числу квартир, с закреплением персонального места за каждым из владельцев. Решение об этом принимается на общем собрании.

При размещении парковки необходимо учесть следующие моменты:

  • она не должна мешать проходу к подъездам, проезду автомобилей аварийных служб;
  • нельзя увеличивать площадь парковки за счет территорий, занятых зелеными насаждениями;
  • минимальное расстояние от парковки до жилого дома — 10 м, а если она рассчитана на большое число машин, то и все 15.

Обратите внимание: размещать на придомовой территории личные гаражи закон запрещает. Исключение может быть сделано лишь для инвалидов, ветеранов ВОВ и некоторых других льготных категорий.

Установка ограждений

Будучи собственником задумываешься, что можно сделать. В градостроительном кодексе есть понятия капитальное сооружение и не капитальное.

Если ставить забор высотой два метра является капитальным сооружением. На него нужно брать специальное разрешение у архитекторов и других органах власти. Это достаточно долгая процедура.

Забор 60 см от земли является обычным элементом благоустройства на него никаких разрешений не требуется.Беседки, скамейки, лесенки, фонтанчики – это все сооружается без спец разрешений.

Обустраивать парковки, в том числе устанавливать шлагбаум можно без разрешений, если через ваш двор нет проезда в другие дворы. Иначе нужно брать разрешение на установку шлагбаума у местных депутатов.

Можно ли огородить придомовую территорию

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Желание владельцев квартир в доме сделать свой двор закрытым для посторонних вполне законно.

Но обнести придомовую территорию забором, ограничить по ней проход и проезд можно только при соблюдении двух условий:

  • участок, на котором стоит дом и расположен двор, оформлен в общую собственность (приватизирован);
  • решение об установлении ограждения принято большинством голосов на общем собрании и этот факт отражен в протоколе.

Устанавливать разного рода заборы вокруг неприватизированного участка тоже возможно. Но лишь таким образом, чтобы они не мешали свободному проходу пешеходов и проезду спецтранспорта.

Жильцы многоквартирного дома сами решают, каким образом использовать принадлежащую им дворовую территорию.

Вмешательство муниципальных властей возможно лишь в том случае, если имеет место нарушение земельного или градостроительного законодательства, а также нарушение прав третьих лиц.

Ответственность за самовольное увеличение площади

Все придомовые участки обязательно регистрируются в соответствующих органах. Если прописанные границы нарушили, может быть выписан штраф или завести уголовное дело в зависимости от тяжести преступления.

Судебные споры в основном возникают между собственниками, управляющими компаниями из-за размеров и границ территорий. В старых домах земли приватизированы, а в современных размеры участков определяется компанией застройщиком на этапе создания проекта постройки. Отсюда позже и возникают земельные споры. В судебном порядке выясняется какие объекты могут возводиться, и кто за них в ответе.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector