Организации подлежащие обязательному аудиту в 2019 году 2019 год

Штрафы за непроведение обязательного аудита

  • на гражданское лицо будет возложена штрафная санкция, сумма которой варьируется в пределах от 2 до 4 тысяч рублей;
  • для должностных особ предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Также должностные лица могут быть дисквалифицированы на двенадцать месяцев;
  • юридическим лицам грозит штрафная санкция в размере 700 тысяч рублей.

Законодательством страны разрешается проводить проверку финансовой отчетности на протяжении всего года тем компаниям, которые подлежат обязательному аудиту. Но несмотря на имеющееся разрешение, некоторые организации подтверждают финансовую отчетность до того, как нужно будет представлять данные о статистике для проверки в органы контроля или до начала ежегодного собрания акционеров компании.

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

https://www.youtube.com/watch?v= 86xSx9Gjak0

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Если выручка или стоимость активов ООО превысила определенные лимиты, компания обязана провести аудит бухотчетности. Как правильно определить эти пороговые значения покажем на примере. Кроме этих показателей, есть и другие критерии, при соответствии которым потребуется аудит.

До 1 апреля необходимо сдать бухгалтерскую отчетность за 2018 год. Для некоторых компаний данные отчетности должны быть подтверждены аудиторами. Аудиторское заключение они сдают вместе с ней в органы статистики.

Кому нужно подтвердить отчетность у аудиторов? Может ли такая обязанность возникнуть у рядового ООО? Какие критерии для проведения обязательного аудита действуют в 2019 году? Расскажем в статье. Также разъясним, произошли существенные изменения в этом году или же  их нет.

Специальных положений для проведения обязательного аудита ООО в законе не установлено (Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Есть норма о том, что общее собрание участников вправе принять решение о проверке отчетности. Но это уже инициатива руководства компании, а не требование закона. Если в вашем уставе такого указания нет, сверьтесь с общими критериями обязательного аудита.

Для всех компаний действуют одинаковые критерии, приписанные в законе об аудите. Если по итогам 2018 года обнаружите у компании соответствие хотя бы одному из них, приглашайте аудиторов. Критерии следующие:

  • Выручка за предшествующий отчетному год больше 400 млн. руб.;
  • Сумма активов в балансе на конец предыдущего года превышает 60 млн. руб.;
  • Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • Компания относится к числу кредитных, страховых, клиринговых, также требование касается бюро кредитных историй, профучастников рынка ценных бумаг, обществ взаимного страхования, организаторов торговли, АИФ или его управляющих компаний, паевых инвестиционных или негосударственных пенсионных фондов (кроме внебюджетных фондов);
  • Компания сдает, публикует консолидированную финотчетность;
  • В иных случаях, когда обязательный аудит требуется законами из сферы деятельности компании.

Такие специальные отраслевые требования приведем в виде таблицы.

Пример

ООО «Компания» заключила крупный контракт в 2017 году. Благодаря ему получена выручка 400 334 150 руб. Сумма активов на конец 2017 года составила 20 578 435 руб.

Сумма выручки превысила порог для проведения аудита  на 0,3%. Стоимость активов находится в пределах лимита.

ООО «Компания» обязана провести аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, так как пороговые значения установлены для предыдущего отчетному года.

Минфин каждый год обновляет критерии для проведения обязательного аудита. Этот перечень чиновники опубликовали в информации от 16.01.2019 № ИС-аудит-27. Отчетность за 2018 год в текущем году проверять требуется большему числу компаний. В него добавлены объединение туроператоров в сфере выездного туризма и АО «Почта России».

В 2019 году планируется внести изменения в критерии, которые будут действовать для проверки отчетности уже за будущий год (проект закона № 273179-7). Чиновники предлагают увеличить сумму выручки до 600 млн. руб. и величину активов баланса до 200 млн. руб. Также ввести дополнительный критерий по численности работников.

Если компания подпадает под перечисленные критерии, провести обязательный аудит нужно не реже, чем один раз в год.

Аудиторское заключение подайте в Росстат, участникам  ООО. В налоговую его сдавать не обязательно, аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности.

На сдачу итогов аудита в «статистику» отводится такой же срок, как на сдачу бухгалтерской отчетности. Или же заключение аудиторов допустимо представить в течение 10 рабочих дней после его подписания, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Если эти сроки пропустить или вовсе не сдать документ, готовьтесь к штрафу (ст. 19.7 КоАП):

  • от 3 000 до 5 000 руб. для организации;
  • от 300 до 500 руб. для руководителя компании.

Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у компании может быть расценено проверяющими как грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности. В этом случае штрафы более существенные (ст. 15.11 КоАП):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководителя;
  • до 10 000 до 20 000 руб. за повторное нарушение.

Организации подлежащие обязательному аудиту в 2019 году 2019 год

Либо дисквалификация для руководителя на срок до двух лет.

При расчете штрафа принимается во внимание полный перечень документов, которые должна представлять компания (письма ФНС РФ от 16.11.2012 г. №АС-4-2/19309, Минфина РФ от 23.05.2013 г. №03-02-07/2/18285).

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • отчет об изменениях капитала;

  • отчет о движении денежных средств;

  • пояснения в табличной и текстовой формах.

Если компания не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1 000 рублей (200 рублей × 5).

Если же сдать в Росстат РФ бухгалтерскую отчетность не в полном объеме, то будет взыскан административный штраф.

Руководителю компании грозит штраф от 300 до 500 рублей, а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП, письмо Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ). 

АУДИТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (АО)

Штрафы для организаций, подлежащих обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита законодательством не предусмотрены. Штрафы могут быть за непредставление аудиторского заключения.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.

Кроме того, аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Меры наказания за отказ в осуществлении аудиторской проверки есть, но прямо в законе они не прописаны. Сначала организации будет отказано в принятии бухгалтерской отчётности за год. А так как она не будет сдана, это приведёт к административному штрафу до 20 000 рублей.

Небольшие штрафы могут быть наложены и за то, что вместе с отчётностью не предоставлены результаты обязательного аудита.

Недавние изменения в законодательстве открыли ещё одну возможность организациям получить штраф – данные проведённого обязательного аудита должны быть в открытом доступе. Руководителя компании могут дисквалифицировать и заставить его выплатить штраф до 50 000 рублей.

Санкциям может быть подвергнут и тот, кто проводил контроль. Согласно Кодексу по Административным Правонарушениям, наказание может быть назначено за:

  • Недостоверные данные в заключении.
  • Убытки из-за некачественного отчёта об аудиторской проверке.

Также для тех, кто проводит обязательный аудит, готовится законопроект об уголовной ответственности за серьёзные правонарушения.

Аудиторская проверка, проводящаяся по новым правилам, несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты. Говоря о первых, стоит сказать о прозрачности работы предприятий, что несомненный плюс – риск внутренних нарушений снижается, потенциальные партнёры и инвесторы могут оценивать успешность работы с тем или иным юридическим лицом.

Это стимулирует бизнес и предпринимателей заниматься своим делом качественнее, так как конкуренция повышается. Но из-за некоторой налоговой информации, стоимость необходимых банковских кредитов для компании может стать неподъёмной. Но пользы для бизнеса, потребителей, партнёров и инвесторов очевидно больше, чем вреда.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб.  Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.

Ожидается, что в 2019 году организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2018 год превысит  600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2018 года  –  будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

   Ожидается, что с  отчетности за 2020 год лимиты  обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать  800 млн. руб., а стоимость активов на конец года  больше  – 400 млн. руб.

 Аудиторская компания “АКАДЕМИЯ АУДИТА” проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения. 

Год, за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке, млн. руб.

Лимит по активам, млн. руб.

2018

400

60

2019

600

200

2020 и далее

800

400

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

  • государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

  • микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);

  • операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);

  • организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);

  • управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);

  • жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
    №215-ФЗ);

  • кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);

  • организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

  • организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    (за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);

  • туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);

  • прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

В случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам вместо общеустановленных (полных) форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение компании и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. 

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Но есть и дополнительные стандарты. 09 ноября 2016 г. был выпущен Приказ Минфина России № 207н. Он включил в данную проверку еще 18 стандартов. Причем Федеральный закон №307 о деятельности аудита от 30.12.2008 также остается в силе, это же относится и к закону № 402 о проведении бухгалтерского учета, который появился 6.11.2011. Данные законы утверждают список организаций для проведения аудита, а в приказах Минфина содержится форма выполнения такой проверки.

В действительности, процесс такой формы аудита является сложным лишь при его изучении. Важно при проведении такого аудита предоставить проверяющей организации доступ к хозяйственной и финансовой информации предприятия. Кроме того, служащие компании должны сами заранее проверить наличие требуемой документации и ее содержание.

  • перечень адресатов данного документа;
  • данные об аудируемой организации;
  • данные о самом аудиторе;
  • указание периода и перечня проверенной отчетности, охватываемые проверкой с обозначением, как распределена ответственность в отношении отчетности между аудируемым субъектом и аудитором;
  • информацию о произведенной работе (ее объем);
  • мнение о достоверности отчетности с уточнением факторов, влияющих на достоверность;
  • результаты проверки;
  • дату составления заключения.
  • Отсутствие документа влечет штраф должностных лиц 5000-10000 рублей, при повторном случае штраф составляет 10000-20000 рублей или должностных лиц дисквалифицируют на 1-2 года.
  • Непредставление или нарушение сроков влечет штраф должностных лиц 300-500 рублей и 3000-5000 рублей на ООО.

Под обязательный аудит подпадают фирмы, указанные в Законе об аудиторской деятельности. В статье – все правила по аудиту, в том числе для ООО в 2019 году, а также бесплатные справочники и полезные ссылки.

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось. 

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

Организации подлежащие обязательному аудиту в 2019 году 2019 год

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Федеральный закон № 444-ФЗ[1] внес следующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ[2]. Отметим, что изменения имеют разные сроки вступления в силу, при этом начало действия документа – 28.11.2018.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности несколько изменились.

Во-первых, уточнено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа. Статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ дополнена п. 7.1.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году: критерии, порядок проведения, требования

Обязательный аудит по ежегодному плану проходят все компании, которые:

  • Занимаются видом деятельности, затрагивающим интересы третьих лиц.
  • Имеют высокие финансовые показатели. То есть на малые фирмы обязательность выполнения правил не распространяется и они не подпадают под проверку, пока не дорастут до нужных условий.

Основные критерии обязательного аудита, его порядок, а также какие предприятия подлежат обязательному аудиту, регулируется Федеральным законом 307 (статья 5). Так, аудит обязаны пройти:

  1. АО (акционерные общества).
  2. Публично-правовые организации.
  3. Госкомпании, корпорации, ФГУП.
  4. Организации, связанные с определённым видом деятельности:
  • Банки, кредитные и микрофинансовые организации.
  • Страховые и клиринговые компании.
  • Негосударственные пенсионные и иные фонды.
  • Участники рынка ценных бумаг и его организаторы.
  • Управляющие компании в акционерных инвестиционных фондах.
  • Политические партии (при запросе).
  1. Организации, ценные бумаги которых допущены к торгам.
  2. Компании, представляющие сводную бухгалтерскую отчётность.
  3. Также критерием обязательного аудита является финансовая составляющая. Юридические лица, стоимость активов которых за прошлый год составила от 60 миллионов рублей, а балансовый объём выручки получился от 400 миллионов рублей.

Ещё под критерии проведения обязательного аудита подходят следующие моменты:

  • В частом сотрудничестве с фирмами, которые относятся к однодневкам.
  • Ведении налоговой политики с большими рисками.
  • Отказе от предоставления информации о своём местоположении.

Если объект подпадает хотя бы под один из указанных признаков, есть большая вероятность, что её могут проверить.

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Организации подлежащие обязательному аудиту в 2019 году 2019 год

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.
  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица, попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

  • организация-туроператор, которая ведет деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта за предыдущий год составила более 400 млн руб.);
  • организация является фондом, созданным в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ (об инновационных НТЦ);
  • публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».
  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному {amp}gt;400 млн руб.;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному {amp}gt;60 млн руб.;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение — внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2018 году, расскажем в нашей консультации.

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Процесс проверки малого бизнеса может быть осуществлен разными способами. Существует множество различных нюансов, касающихся аудита.

Важно заранее разобраться с тем, как именно должны осуществляться проверки подобного рода.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Ведение бизнеса, любой коммерческой деятельности подразумевает отчетность. Это касается бухгалтерской, а также налоговой. Но важно отметить, что процесс проверки имеет ряд особенностей.

В первую очередь нужно ознакомиться со всеми нормами законодательства. Это позволит не допустить стандартных ошибок.

Если руководитель считает, что права его были нарушены каким-либо образом – то ему следует обратиться в контролирующие организации.

Большая часть проблем имеет место как раз в силу непонимания гражданами режима, в котором осуществляется работа предприятия.

Юридическая подкованность позволяет избежать многих проблем. Ошибки в отчетности, выявляемые уже в последствии при аудите, имеют место как раз в силу незнания законодательства.

Что это такое

Под аудитом, как правило, подразумевается деятельность по поводу проверке бухгалтерской отчетности, налоговой в коммерческой деятельности.

Основная черта проведения подобной проверки – это как раз полная независимость. Аудит может применяться:

  • к индивидуальным предпринимателям;
  • коммерческим предприятия – малого, среднего и крупного бизнеса;
  • в иных сферах, где затрагивается каким-либо образом финансовая составляющая.

Важно заметить, что существует множество разновидностей аудита. На некоторые критерии он делится в зависимости от назначения.

Пользователями финансовой отчетности, как правило, являются следующие лица:

  • инвесторы, а также их представители;
  • непосредственно сотрудники, иные заинтересованные лица;
  • заимодавцы – если дело касается кредитной деятельности;
  • подрядчики, поставщики;
  • покупатели, заказчики на предприятии;
  • органы государственной власти;
  • иные.

Основное назначение процесса аудита – это проверка достоверности формируемой отчетности, объективности.

Нередко случается, что руководитель предприятия, иные лица по какой-то причине отражают неверные, ложные данные в рассматриваемом документе.

В таком случае могут возникнуть некоторые проблемы в законом. Зачастую причиной «мухлежа» становится желание уйти от налогов.

Переходные положения.

Обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный новым п. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ, но в несколько ином порядке.

По общему правилу экономические субъекты должны представлять обязательный экземпляр отчетности в виде электронного документа, однако для субъектов малого предпринимательства сделано исключение – они смогут представить отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа. Но только за 2019 год!

Установлено, что с 01.01.2020 Росстат:

  • осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды
    2014 – 2018 годов до истечения срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ, – не менее пяти лет;

  • прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

Последствия принятых новшеств.

Рассмотренные новшества относительно порядка представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подготовлены на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления данной отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами РФ. Основными целями указанных нововведений являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сегодня по общему правилу экономический субъект обязан представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как минимум, в два места – в Росстат и в налоговый орган. Начиная с 2020 года в Росстат представлять бухгалтерскую отчетность больше не нужно, обязательной будет только подача в налоговый орган по месту регистрации.

Начиная с 2020 года формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивать доступ к нему для иных государственных органов и заинтересованных лиц будет ФНС. Если сегодня получить данные о бухгалтерской отчетности из Росстата можно бесплатно, то у налоговиков это будет платной услугой. Размер платы утвердит Правительство РФ. При этом данные за 2018 год и ранее, представленные до 01.01.2020, можно будет получить в Росстате.

Важным моментом в данном случае является то, что представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган нужно будет в виде электронного документа. И только субъекты малого предпринимательства будут вправе представить названную отчетность на бумажном носителе за 2019 год, а в дальнейшем – исключительно в электронном виде.

По данным разработчиков рассматриваемых поправок, большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год в органы государственной статистики в электронной форме представили 79 % малых предприятий. Остальным малым предприятиям дается год на перевод всей отчетности в электронный формат.

Ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИР

Минфин разработал проект федерального закона, устанавливающего ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс.

ГИР носит публичный характер, обеспечивает заинтересованных пользователей (граждан, организаций) актуальной, надежной, достоверной и полной информацией, реализуя их конституционное право на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Сформированный ГИР позволяет также получать данные о финансовом состоянии контрагентов и о добросовестности выполнения ими действующего законодательства.

Государственный информационный ресурс является исключительно важным источником информации, который используется государством для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики, поддержки малого предпринимательства, расчетов в системе национального счетоводства.

Между тем в законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за непредставление или несвое-временное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней для формирования ГИР.

По мнению разработчиков рассматриваемого законопроекта, установленные ст. 19.7 КоАП РФ размеры штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за непредставление информации в государственные органы, незначительны (от 3 000 до 5 000 руб.). Соответственно, они не могут служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований, а также несоразмерны с уроном, который может быть нанесен заинтересованным пользователям в связи с отсутствием в ГИР информации.

Предлагается ввести новую ст. 15.11.1 КоАП РФ и следующие административные штрафы:

  • за несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, или представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка ее представления на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.;

  • за те же нарушения, если отчетность подлежит обязательному аудиту, на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная отчетность, включительно влечет следующие административные штрафы:

  • для организации, отчетность которой не подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.;

  • для организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб., на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 руб.

Прямо скажем, штрафы предлагаются весьма существенные.

Планируется, что изменения в КоАП РФ вступят в силу с 01.01.2021.

Обязательный аудит 2019 и его альтернатива

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В каких случаях проведение аудита обязательно

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Обязательный аудит текущего года

С 2018 года вводятся новые правила аудита, которые сделают этот самый аудит строже и дороже. На этой странице наши эксперты раскроют основные критерии для проведения обязательного аудита за 2018 год, расскажут — обязателен ли обязательный аудит, про штрафы и ответственность за непроведение аудита в новом году.

Многие субъекты обязательного аудита обязаны проводить ежегодную аудиторскую проверку по установленным российским законам. Аудиторская проверка должна быть объективной, подтверждающей достоверность данных финансовой бухгалтерской отчетности, прозрачность и правильность ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с установленными законодательством нормами.

Это является показателем стабильной и налаженной работы предприятия. Обязательный аудит ежегодно от нашей компании ООО «Аудит Эксперт» проводят многие компании – это выполнение аудиторского исследования в соответствии с действующими требованиями и методиками. Анализ проводят квалифицированные специалисты, которые по результатам проделанной работы представляют своим клиентам подробное аудиторское заключение

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector