Служба охраны труда в организации

8. Чрезвычайные ситуации

Пожарная
безопасность
– это раздел охраны труда, в кото­ром
изучаются условия возникновения,
предупреждения и ликвидации пожаров,

В
то же время согласно закону “О пожарной
безопасно­сти” от 21.12.94г. № 69-ФЗ
пожарная
безопасность
– это со­стояние защищенности личности,
имущества, общества и го­сударства
от пожаров, а пожар
– неконтролируемое горение, причиняющее
материальный ущерб, вред жизни и здоровью
граждан, интересам общества и государства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Пожарная
охрана
– система органов управления, сил и
средств, предназначенных для предупреждения
и тушения пожаров.

• государственная
противопожарная служба;

• ведомственная
пожарная охрана;

• добровольная
пожарная охрана;

• объединения
пожарной охраны (ассоциации, союзы,
фонды и др.).

Одна
из основных функций государственной
противопо­жарной службы – государственный
пожарный надзор.

Вопросы
пожарной безопасности регламентируются
зако­ном РФ “О пожарной безопасности”
№б9-ФЗ от 21 12.94 .”Пра­вилами пожарной
безопасности в Российской Федерации”
ППБ-01-93, СНиПами, ГОСТами и другими
документами.

В
пожарной безопасности различают 2 группы
мероприя­тий: предотвращение пожаров
и тушение пожаров.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Пожарная
безопасность решает 4 задачи:

  1. Предупреждение
    (профилактика) пожаров.

  2. Локализация,
    снижение ущерба от возникших пожаров.

  3. Защита
    людей и материальных ценностей.

  4. Тушение
    пожаров.

Основой
для их практического решения служат
теорети­ческие знания процессов
горения, пожаровзрывоопасных свойств
веществ и материалов, категорирования
и класси­фикации помещений и др.

Чрезвычайная
ситуация
(ЧС)
— состояние,
при котором в результате возникновения
источника чрезвычайной ситуации на
объекте, определенной территории или
акватории нарушаются нормальные условия
жизни и деятельности людей, возникает
угроза их жизни и здоровью, наносится
ущерб имуществу населения, народному
хозяйству и окружающей природной среде.

Под
источником чрезвычайной ситуации
понимают опасное природное явление,
аварию или опасное техногенное
происшествие, широкораспространенную
инфекционную болезнь людей,
сельскохозяйственных животных и
растений, а также применение современных
средств поражения, в результате чего
произошла или может возникнуть
чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р
22.0.02—94).

Чрезвычайные
ситуации могут быть классифицированы
по значительному числу признаков. Так,
по происхождению ЧС можно подразделять
на ситуации техногенного, антропогенного
и природного характера. ЧС можно
классифицировать по типам и видам
событий, лежащих в основе этих ситуаций,
по масштабу распространения, по сложности
обстановки (например, пожары), тяжести
последствий.

Первая
в нашей стране классификация ЧС была
разработана Научно-техническим комитетом
ГО СССР и утверждена в инструкции “0
порядке обмена в РФ информацией о ЧС”
приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992
г.
№49.

Во
исполнение Федерального закона “О
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера” (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1994, № 35, ст.
3648)
правительство Российской Федерации
своим постановлением №
1094
от
13
сентября
1996
г.

В
этом постановлении ЧС классифицируются
в зависимости от количества людей,
пострадавших в этих ситуациях, или
людей, у которых оказались, нарушены
условия жизнедеятельности, размера
материального ущерба, а также границы
зон распространения поражающих факторов
чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные
ситуации подразделяются на локальные,
местные, территориальные, региональные,
федеральные и трансграничные.

К
локальной
относится чрезвычайная ситуация, в
результате которой пострадало не более
10
человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности не более
100
человек, либо материальный ущерб
составляет не более
1
тыс. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной
ситуации и зона чрезвычайной ситуации
не выходит за пределы территории объекта
производственного или социального
назначения.

К
местной
относится чрезвычайная ситуация, в
результате которой пострадало свыше
10,
но не более
50
человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше
100,
но не более
300
человек, либо материальный ущерб
составляет свыше
1
тыс., но не более
5
тыс. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной
ситуации и зона чрезвычайной ситуации
не выходит за пределы населенного
пункта, города, района.

К
территориальной
относится ЧС, в результате которой
пострадало от
50
до
500
человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности от 300
до
500
человек, либо материальный ущерб составил
от
5
тыс. до 0,5
млн. минимальных размеров оплаты труда
и зона чрезвычайной ситуации не выходит
за пределы субъекта Российской Федерации.

К
региональной
и федеральной
соответственно относятся ЧС, в результате
которой пострадало от
50
до
500
и свыше
500
человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности от
500
до
1000
и свыше
1000 человек,
либо материальный ущерб составляет от
0,5
до
5
млн. и свыше 5
млн. минимальных размеров оплаты труда
и зона чрезвычайной ситуации охватывает
территорию двух субъектов РФ или выходит
за их пределы.

К
трансграничной
относится чрезвычайная ситуация,
поражающие факторы которой выходят за
пределы РФ или ЧС, которая произошла за
рубежом и затрагивает территорию РФ.

— первая

накопление
отклонений от нормального состояния
или процесса;

— третья

процесс чрезвычайного события, во время
которого происходит непосредственное
воздействие на людей, объекты и природную
среду первичных поражающих факторов;
при аварии на производстве в этот период
происходит высвобождение энергии,
вещества, которое может носить
разрушительный характер;

— четвертая

выход аварии за пределы территории
предприятия и действие остаточных
факторов поражения;

— пятая
— ликвидация
последствий аварии и природных катастроф;
устранение результатов действия опасных
факторов, порожденных аварией или
стихийным бедствием; проведение
спасательных работ в очаге аварии или
в районе стихийного бедствия и в
примыкающих к объекту пострадавших
зонах.

В
настоящее время существуют два
основных направления минимизации
вероятности возникновения и последствий
ЧС на
промышленных объектах.

Первое
направление заключается в разработке
технических и организационных мероприятий,
уменьшающих вероятность реализации
опасного поражающего потенциала
современных технических систем. В рамках
этого направления технические системы
снабжают защитными устройствами
— средствами
взрыво – и пожарозащиты технологического
оборудования,
электро-
и молниезащиты, локализации и тушения
пожаров и т. д.

Второе
направление заключается в подготовке
объекта, обслуживающего персонала,
служб гражданской обороны и населения
к действиям в условиях ЧС. Основой
второго направления является формирование
планов действий в ЧС, для создания
которых нужны детальные разработки
сценариев возможных аварий и катастроф
на конкретных объектах.

С
целью осуществления контроля за
соблюдением мер безопасности,
оценки достаточности и эффективности
мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на
промышленных объектах Правительство
Российской Федерации постановлением
от 1
июля
1995
г.
№ 675
«О декларации безопасности промышленного
объекта Российской Федерации» ввело
для предприятий, учреждений, организаций
и других юридических лиц всех форм
собственности, имеющих в своем составе
производства повышенной опасности
обязательную разработку декларации
промышленной безопасности.

Приказом
МЧС России и Госгортехнадзора России
от
4
апреля
1996
г. №
222/59
введен в действие «Порядок разработки
декларации безопасности промышленного
объекта Российской Федерации».

Служба охраны труда в организации

Согласно
этого постановления декларация
безопасности промышленного объекта
является документом, в котором отражены
характер и масштабы опасностей на
промышленном объекте и выработанные
мероприятия по обеспечению промышленной
безопасности и готовности к действиям
в техногенных чрезвычайных ситуациях.
Декларация разрабатывается как для
действующих, так и для проектируемых
предприятий.

Как
итоговый документ декларация безопасности
включает следующие разделы: общая
информация об объекте; анализ опасности
промышленного объекта; обеспечение
готовности промышленного объекта к
локализации и ликвидации чрезвычайных
ситуаций; информирование общественности;
и приложения, включающие ситуационный
план объекта и информационный лист.

Нормативные документы

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

По вопросам работы действующих служб существует крупная база нормативно-правовых актов, в которой содержится более 2000 документов, указывающих на различные нормативные требования промышленной, санитарно-эпидемиологической, санитарной и пожарной безопасности. В данную базу входят практически любые документы, с которыми формируется служба охраны труда в организации и другие структурные подразделения.

1.
Об основах охраны труда в Российской
Федерации, Федеральный закон от
17
июля
1999
года

181-ФЗ.

2.
Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Федеральный закон от
24
июля
1998
года

125-ФЗ.

3.
Положение о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве.
Утверждено постановлением Правительства
РФ от
11
марта
1999
года
№ 279.

4.
Сведения о травматизме на производстве,
профессиональных заболеваниях и
материальных затратах, связанных с
ними. Форма
№ 7
-травматизм. Годовая. Утверждена
постановлением Госкомстата России от
18.06.99 № 42.

5.
ССБТ. ГОСТ
12.0.002- 74.
Термины и определения.

6.2. Горение

Горением
называется сложный физико-химический
процесс взаимодействия горючего вещества
и окислителя, сопровож­дающийся
выделением тепла и света.

Горение
возможно при наличии трех
условий:
горючего вещества с определенной
температурой, достаточного коли­чества
окислителя, источника воспламенения
определенной мощности.

Горение
происходит в газовой фазе. Горение,
характери­зуемое наличием раздела
фаз (например, горение твердых веществ),
называется гетерогенным.
Горение газообразных смесей называется
гомогенным.

По
скорости распространения различают
дефлаграционное,взрывное
и детонационное
горение. Содержание продуктов го­рения
зависит от соотношения горючего и
окислителя.

Стехиометрическим
называется такое соотношение го­рючего
и окислителя, при котором ни один из
компонентов не остается в избытке в
продуктах реакции.

Расчет
стехиометрического содержания горючего
веще­ства для углеводородов производится
по формуле

Сст
= 100/(1 4,84β),
% об,

где
β
= nc
nн/4
– nо/2,
а nc,
nн,

– соответственно число атомов С,Н,О в
молекуле горючего. Например, для реакции
сгорания (взрыва) метана СН4
в воздухе Сст
≈ 9,5% об.

Горение
может осуществляться в двух режимах:
самовос­пламенения
и распространения фронта пламени.
Важнейшая особенность процесса горения
– самоускоряющийся харак­тер химического
превращения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Известны
два механизма самоускорения – тепловой
и цеп­ной, теории которых разработаны
академиками Н.Н. Семеновым и Я.Б.Зельдовичем.

6.6. Огнестойкость конструкции.

Под
огнестойкостью
понимают способность конструк­ции
сопротивляться воздействию высокой
температуры в ус­ловиях пожара и
выполнять при этом обычные эксплуатаци­онные
функции. Время, по истечении которого
конструкция теряет несущую (R),
ограждающую (Е) или теплоизолирующую
(J)
способность, называют пределом
огнестойкости. Пределы огнестойкости
измеряют в минутах от начала испыта­ния
конструкции до наступления предельного
состояния, обо­значаемого индексами
R,Е,J.

Испытания
проводят в огневых камерах по
соответствую­щим методикам.

По
пожарной опасности строительные
конструкции делятся на 4 класса: КО
(непожароопасные), К1 (малопожароопас­ные),
К2 (умереннопожароопасные), КЗ
(пожароопасные), оп­ределяемые по ГОСТ
30403-95.

Что дальше?

Служба охраны труда в организации

В соответствии с изданным приказом утверждается соответствующее положение, должностные инструкции сотрудников, а также решается множество других основных вопросов касательно организации ее работы.

После того как были изданы приказы по охране труда, соответствующая служба создается в виде полностью самостоятельного структурного подразделения, которое подчиняется непосредственно руководству компании или же, если было издано поручение, одному из уполномоченных заместителей.

Создание службы

Рассмотрим
некоторые классификации, приведенные
в СНиП 21-01-97, который вступил в действие
с 1.01.1998 г.

По
конструктивной пожарной опасности
здания делятся на следующие классы (в
порядке повышения пожароопасности):
СО,С1,С2,СЗ.

Ф1
– здания и помещения с проживанием людей;

Ф1.1
– детские сады, больницы и др.

Ф1.2
– гостиницы, общежития, дома отдыха и
др.

Служба охраны труда в организации

Ф1.3
– многоквартирные дома

Ф1.4
– одноквартирные жилые дома

Ф2
– зрелищные учреждения, в т.ч.

Ф2-1
– театры, клубы и т.п.

Ф2.2
– музеи, выставки

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Ф2.3
и Ф2.4- (Ф2.1 и Ф2.2 на открытом воздухе)

ФЗ
– предприятия по обслуживанию населения,
в т.ч.

Ф3.1-Ф3.5

Ф4
– учебные заведения, научные организации
и др.

Ф4.1-Ф4.4

Ф5
– производственные здания, Ф5.1 – Ф5.3.

Различают
4 степени огнестойкости зданий – I,
II, III, IV


порядке снижения огнестойкости).

служба охраны труда в организации

Степень
огнестойкости
– это способность здания проти­востоять
огню.

Выбор
степени огнестойкости производится с
учетом ка­тегории зданий по взрывопожарной
опасности, числа и пло­щади этажей.

В
качестве примера определения степени
огнестойкости здания ниже приводится
таблица 11.2, взятая из СНиП 2.09.02-89,
упрощенная для учебных целей.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Степень
огнестойкости здания, допустимое число
этажей и площадь этажа здания в пределах
пожарного отсека

Таблица
11.2

Категория
зданий или

пожарных
отсеков

Допусти
мое число эта­жей

Степень
огнестой кости зданий

Площадь
этажа в пределах пожарного отсека,
м2,
зданий

одноэтаж­ных

многоэтажных

в
два этажа

в
три этажа и более

А,
Б

6

I

Не
ограничивается

А,
Б

6

II

Тоже

А

6

II

не
ограни­чивается

5200

3500

Б

6

II

не
ограни­чивается

10400

7800

В

в

I,II

Не
ограничивается

3

III

5200

3500

2600

2

IV

2600

2000

Г

10

I,II

Не
ограничивается

3

III

6500

5200

6

III

Не
ограничивается

1

III

20000

2

IV

3500

2600

Д

10

I,II

Не
ограничивается

3

III

7800

6500

3500

6

III

Не
ограничивается

1

III

25000

По
степени огнестойкости определяются
необходимые пределы огнестойкости его
конструкций в минутах (таблице11.3).

приказы по охране труда

Таблица
11.3

Степень
огнестой­кости здания

Предел
огнестойкости строительных конструкций.
не менее

Несущие
элементы здания

Наружные
стены

Перекры­тия

Покрытия
бесчердач

ные

Лестничные
клетки

Внутрен­ние
стены

Марши
и площад­ки лестниц

I

R120

RЕЗО

REJ60

RЕЗО

RЕJ12О

R
60

II

R45


15

REJ
45


15


J90

R45

III

R15

RЕ15


15

RЕJ15

RЕJ45

RЗО

IV

Не
нормируется

Затем
по пределам огнестойкости подбирают
толщину и материал конструкций, пользуясь
нормами или справочника­ми.

1.
Определяется категория помещений по
НПБ-105-95 (А,Б,В1-В4,Г,Д).

2.
Определяется категория зданий- А,Б,В,Г,Д.

3.
Выбирается требуемая степень огнестойкости
I,II,
III, IV (например, по СНиП 2.09.02-89, табл.7.2).

4.
Находятся пределы огнестойкости
конструкций здания по СНиП 21.01-97, табл.5.3.

5.
По пределам огнестойкости конструкций
находят ма­териалы и размеры конструкций.

В
условиях пожара первоочередной задачей
является спасение людей, которые могут
подвергнуться воздействию опас­ных
факторов пожара.

Нормам
и регламентируются требования,
обеспечивающие безопасность людей при
эвакуации. Так, регламентируется
предельно допустимые расстояния от
наиболее удаленного рабочего места до
ближайшего эвакуационного выхода. В
зависимости от различных условий эти
расстояния находят­ся в пределах от
15 до 250 метров. Не все выходы являются
эвакуационными.

журналы по охране труда

К
эвакуационным выходам предъявляются
определенные требования: размеры,
количество, расположение и др. Двери
на путях эвакуации должны открываться
по направлению выхода из здания. Выходы,
не являющиеся эвакуационными, могут
рассматриваться как аварийные,
обеспечивающие по­вышение безопасности.

1.
Обеспечить безопасные расстояния от
границ террито­рии предприятия до
жилых и общественных зданий. Как пра­вило,
это условие выполняется за счет
санитарно-защитных зон, размеры которых
существенно превышают расстояния,
определяемые по противопожарным нормам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

2.
Соблюдать противопожарные разрывы
между произ­водственными зданием в
зависимости от степени огнестой­кости
рядом стоящих зданий. Величина разрывов,
согласно нормам, находится в пределах
от 0 до 18 м. Разрывы необхо­димы для
локализации пожаров и подъезда машин.

3.
Располагать здания с учетом рельефа
местности и на­правления господствующих
ветров. “Роза ветров” строится по
данным метеостанций, которые приводятся
в СНиП и спра­вочниках.

4.
Зонировать здания и сооружения по
родственному, функ­циональному
назначению.

охрана труда и промышленная безопасность

5.
Предусмотреть дороги и необходимое
количество въез­дов и на территории
предприятия.

6.
Обеспечить ограждение территории
предприятия.

Для
сообщения о пожарах используются разные
средства. которые можно разделить на
ручные и автоматические. По способу
передачи сигнала пожарная сигнализация
может быть электрической и автоматической.
Электрическая пожар­ная сигнализация
по схеме подключения извещателей может
быть лучевой и шлейфной (кольцевой).

Автоматические
извещатели, или датчики, подразделяются
на тепловые, дымовые, световые,
комбинированные.

Кто в нее входит?

В штат данного подразделения входят квалифицированные специалисты в данной области. Приказы по охране труда в основном издаются для формирования службы из лиц, имеющих квалификацию инженера по данной специальности, а также людей с высшим профессиональным или техническим образованием, при этом могут набирать даже экспертов без какого-либо стажа работы.

Помимо этого, могут набирать людей со средним техническим образованием, если их опыт работы на посту техника первой категории составляет как минимум три года, или же он как минимум пять лет проработал на других должностях, которые замещаются специалистами с подобным образованием. При этом стоит отметить тот факт, что вне зависимости от категории указанных лиц, до того как они непосредственно приступят к своим обязанностям, должны проводиться специализированные обучающие мероприятия, а также выдаваться журналы по охране труда.

Структура службы охраны труда

Структура службы, а также общая ее численность определяется руководителем компании в зависимости от того, сколько человек работает на предприятии, от основных условий труда, факторов опасности производства, а также множества других моментов. Таким образом, к примеру, если среднесписочная численность сотрудников организации достигает 700 человек (если отсутствуют рабочие, которые выполняют свои обязанности при тяжелых или связанных с опасностью или вредом для здоровья условиях), журналы по охране труда могут вестись отдельными специалистами.

мероприятия по охране труда

В компаниях, где количество сотрудников еще больше, эти функции берет на себя специализированное бюро, и численность работников службы охраны труда в организациях составляет от трех до шести человек (включая непосредственно самого начальника), или же создается отдел, в котором должно быть как минимум шесть человек.

Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:

  • численности работников;
  • условий труда;
  • имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
  • иных факторов.

Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:

  • численность (среднесписочная) работников в организации;
  • численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.

Задачи

В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной   следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.

Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.

В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.

В процессе определения задач и функций создаваемой службы, которой будут осуществляться мероприятия по охране труда, работодателям лучше использовать рекомендации, которые были утверждены Министерством труда России постановлением от 08.02.2000 №14. В соответствии с этими рекомендациями, служба выполняет следующее:

  • Организовывает специальные мероприятия по охране труда, главной целью которых является обеспечение выполнения сотрудниками всех соответствующих требований.
  • Обеспечивает контроль за соблюдением сотрудниками действующего законодательства, различных нормативных правовых актов в области охраны труда, а также заключенного соглашения, коллективного договора и прочих нормативных локальных правовых актов компании.
  • Организовывает профилактические работы, направленные на предупреждение риска производственного травматизма, различных профессиональных заболеваний или же тех, которые обусловлены производственными факторами. Также сюда входят различные мероприятия, целью которых является улучшение условий труда.
  • Охрана труда и промышленная безопасность предусматривает проведение консультаций и информирование сотрудников компании, включая ее руководителя, по всем необходимым вопросам в этой сфере.
  • Изучение и последующее распространение полученного передового опыта в сфере охраны труда, а также пропаганда соответствующих вопросов.

Охрана
труда является сложной, многоаспектной
системой,
имеющей
свои специфические цели, задачи и
средства их достижения. Одним из важнейших
принципов организации производства
является создание безопасных и безвредных
условий труда на всех стадиях
производственного процесса. Поэтому
основной, главной целью
управления
охраной труда следует считать
совершенствование
организации работы по обеспечению
безопасности, снижению травматизма и
аварийности на основе решения комплекса
задач по созданию безопасных и безвредных
условий труда, лечебно-профилактическому
и санитарно-бытовому обслуживанию
работающих.

Под
управлением
охраной труда
понимается планомерный процесс
воздействия на систему «человек

машина

производственная среда» для получения
заданных значений совокупности
показателей, характеризующих состояние
условий труда. Управление охраной труда
можно представить как непрерывный
процесс последовательно осуществляемых
стадий:

обучение и проверка знаний по охране труда

В
решении многообразных задач в сфере
охраны труда принимают непосредственное
участие руководители предприятия,
структурных подразделений, функциональных
служб, отдела охраны труда, профсоюзные
комитеты. В эту работу вовлекаются
практически все работники предприятия
от директора до рабочего.

Организация
деятельности администрации и служб
предприятия по реализации комплекса
мер по повышению уровня охраны труда
осуществляется через систему
управления охраной труда
(СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе
управления, необходимо определять
основные задачи и функции управления,
четко представлять структуру информационных
и управленческих связей, формы учетных
и отчетных документов и
т.д.

Нормативно-правовой
основой системы управления охраной
труда являются государственные
законодательные акты, ГОСТы «Системы
стандартов безопасности труда (ССБТ),
межотраслевые и отраслевые нормы и
правила безопасности и производственной
санитарии» и др.

Задачи
управления охраной труда.
Каждая задача по сути представляет
собой целевую подсистему управления,
которая может быть рассчитана и
детализирована на большое число
конкретных задач. Степень детализации
и конкретизации задач определяется
масштабами данного производства,
сложностью решаемых вопросов, уровнем
управления, значимостью конечных
результатов, сложностью и объемом
требуемой исходной и выходной информации
и
т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Детализация
задач позволяет во всем объеме представить
весь круг решаемых вопросов, четко
определить исполнителей, информационные
и управленческие связи, правильно и во
всем объеме реализовать функции
управления, создать действенный механизм
управления подсистемой, оформленный в
виде стандарта предприятия или «Положения»
об организации работ в данном направлении.

Наиболее
часто применяется метод
детализации задач
с помощью построения многоуровневой
структуры задач (дерева задач).

В
зависимости от сложности задач каждого
уровня можно переходить на детализацию
задач более высокого уровня. Однако
чрезмерная детализация задач может
привести к неоправданному увеличению
объема информационных и управленческих
связей, поэтому в каждом конкретном
случае необходимо ограничиться
оптимальной детализацией.

приказ о службе охраны труда

Разделение
всей проблемы управления сферой охраны
труда на основные задачи управления
является достаточно условным. Каждая
задача не является обособленной в
решении, а тесно связана с решениями
других задач, т.е. решается комплексно.
Так, например, решение задачи обеспечения
безопасности технологических процессов,
кроме конкретных вопросов, связанных
с содержанием, организацией и оснащением
технологического процесса, предусматривает
реализацию задач обеспечения безопасности
оборудования, зданий и сооружений,
оснащения средствами индивидуальной
защиты и
т.д.
Это и объясняет необходимость применения
системного комплексного подхода к
управлению охраной труда на предприятии.

6.15. Пожарная сигнализация.

Ф3.1-Ф3.5

Ф4.1-Ф4.4

Таблица
11.2

Таблица
11.3

• охлаждение
очага горения или горящего материала
ниже определенных температур;

• изоляция
очага горения от воздуха или снижение
кон­центрации кислорода в воздухе за
счет негорючих паров или газов;

• торможение
(ингибирование) скорости реакции
окисле­ния;

• механический
срыв пламени сильный струёй газа или
воды;

Служба охраны труда в организации

• применение
огнепреградителей (узкие каналы, сечение
которых ниже тушащего диаметра).

Основным
первичным средством пожаротушения
являют­ся огнетушители
(ручные, передвижные и др.). Сейчас
при­меняются огнетушители порошковые
(ПСБ, ПФ, ОП и др.), пенные (ОХП-10, ОВП и
др.), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5 и ДР.).

Из
установок пожаротушения наибольшее
распространение получили установки
водяного и пенного тушения, под­разделяемые
на спринклерные и дренчерные.

Спринклерные
установки включаются автоматически
под действием температуры пожара,
дренчерные включаются вручную или по
сигналу автоматического извещателя.

Основные функции

В процессе труда
в производственном помещении человек
находится под влиянием определенных
метеорологических условий, или
микроклимата – климата внутренней
среды этих помещений. К основным
нормируемым показателям микроклимата
воздуха рабочей зоны1
относятся температура (t,
°С), относительная влажность (φ, %),
скорость движения воздуха (V,
м/с).

В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:

  • осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
  • осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
  • расследование происшествий на производстве;
  • систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
  • расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
  • руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
  • обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
  • ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
  • озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.

Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.

Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.

Для того чтобы обеспечивалась охрана труда и промышленная безопасность, служба выполняет следующие задачи:

  • Учет и постоянная проверка состояния и различных причин производственного травматизма, а также различных производственных заболеваний и тех, которые обусловлены всевозможными производственными факторами.
  • Обеспечение необходимой помощи подразделениям в организации и дальнейшем проведении различных измерений характеристик вредных и опасных факторов производства, а также в правильной оценке травмобезопасности специализированного оборудования.
  • Обучение и проверка знаний по охране труда. Сюда входят: организация и обеспечение методического руководства аттестацией всех рабочих мест, сертификацией всевозможных работ, а также контроль за их исполнением.
  • Детальное обследование технического состояния различных сооружений, зданий, механизмов и машин, оборудования, устройств, а также средств коллективной и индивидуальной защиты сотрудников. Помимо всего прочего, также проверяется состояние санитарно-технических устройств и работа вентиляционных систем. Приказ о службе охраны труда предусматривает проведение всех этих мероприятий вместе с представителями соответствующих подразделений, а также уполномоченными лицами профсоюзов и прочих представительных проверяющих органов.
  • Участие в работе специализированных комиссий по приему в эксплуатацию реконструированных или законченных строительством объектов производственного назначения, а также в ведении работы комиссий, занимающихся приемкой из ремонта станков, установок, агрегатов и прочего оборудования.
  • Согласование любой разрабатываемой конструкторской, проектной, технологической и прочей документации.
  • Разработка вместе с остальными подразделениями различных программ и планов, при помощи которых будет улучшаться охрана труда в учреждении.
  • Участие в заполнении различных разделов коллективного договора, которые относятся к условиям и охране труда.
  • Деятельность службы охраны труда предусматривает оказание всей необходимой помощи составу руководства подразделений в формировании списка должностей и профессий, в соответствии с которыми каждый сотрудник должен будет пройти предварительный, а также обязательный периодический медицинский осмотр, а также отдельный список, в котором будут указываться должности и профессии, получающие компенсацию за тяжелую работу или выполнение обязанностей при опасных или вредных условиях.
  • Создание расследования возникающих несчастных случаев на предприятии.
  • Основные функции службы охраны труда организации предусматривают участие в ведении работы комиссии, занимающейся расследованием несчастных случаев. В частности, это касается оформления и хранения различной документации по этим мероприятиям, протоколов изменений характеристик вредных и опасных факторов производства, оценки используемого оборудования с точки зрения травмобезопасности, а также всевозможных материалов аттестации соответствия рабочих мест необходимым условиям.
  • Задачи службы охраны труда предусматривают непосредственное участие в процедуре подготовки документов для дальнейшего назначения выплат по страхованию из-за несчастных случаев или каких-либо профессиональных заболеваний.
  • Составление подробной отчетности по условиям и охране труда.
  • Составление подробного перечня профессий и типов работ, для которых должна разрабатываться специализированная инструкция по охране труда.
  • Разработка специальных обучающих программ для сотрудников, включая ее руководителя. При этом соответствующие специалисты должны проводить вводный инструктаж с каждым лицом, поступающим на рабочую должность, отправляющимся в командировку, а также со студентами или учащимися, которые прибыли на практику или проведение производственного обучения.
  • Организация своевременного проведения обучающих мероприятий всех сотрудников компании, включая ее руководителя, а также непосредственное участие в мероприятиях комиссий, занимающихся проверкой знаний.
  • Составление подробного перечня видов работ и профессий, для которых нужно разрабатывать специальные инструкции.
  • Предоставление всей необходимой методической помощи руководству подразделений в процессе разработки или пересмотра инструкций.
  • Начальник службы охраны труда должен обеспечить организацию и руководство работой своего кабинета, а также провести подготовку специальных информационных стендов и уголков в различных подразделениях.
  • Организация соответствующих совещаний.
  • Проведение пропаганды при использовании телевидения, радиовещания, кинофильмов или видео, а также стенных витрин, газет и прочих внутренних инструментов.
  • Информирование сотрудников о действующем законодательстве и прочих нормативных актах в сфере охраны труда, а также соглашениях организации и коллективном договоре. Также периодически проводится проверка по охране труда с целью определения соответствующих знаний.
  • Рассмотрение различных заявлений, жалоб и писем сотрудников касательно вопросов обеспечения охраны труда и необходимых условий, а также приготовление различных предложений для руководства по устранению обнаруженных недостатков.
  • Анализ и обобщение всех поступающих предложений, касательно расходования доступных средств фонда охраны труда компании, а также разработка основных направлений их максимально эффективного применения.

6.13. Водоснабжение

Различают
безводопроводное
(из рек, озер, резервуаров) и водопроводное
снабжение водой на пожарах.

Водопроводы
обычно устраивают объединенные.

Они
бывают низкого
(напор на уровне земли не менее 10 м или
100 кПа) и высокого
давления. Противопожарное водо­снабжение
подразделяют на системы наружного
и внутренне­го
пожаротушения. Для отбора воды из
наружного водопро­вода на нем
устанавливают через 200-150 м пожарные
гид­ранты.
На внутренних водопроводах устанавливают
пожар­ные краны. Сеть противопожарного
водопровода, как прави­ло, делают
кольцевой.

Проектный
расход воды складывается из нормативных
требований на наружное, внутреннее и
специальное (спринклерные, дренчерные
установки) пожаротушение.

Контроль

Помимо всего прочего, в обязанности службы охраны труда входит обеспечение контроля за:

  • Соблюдением сотрудниками требований действующего законодательства и прочих нормативно-правовых актов в сфере охраны труда.
  • Обеспечением и корректным использованием средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • Выполнением различных мероприятий, которые предусматривают планы и программы в области улучшения условий охраны труда, а также различные разделы коллективного договора и заключенного соглашения. Помимо этого, ведется контроль за принятием соответствующих мер, направленных на устранение причин, спровоцировавших возникновение несчастного случая во время производства.
  • Наличием в различных подразделениях специализированных инструкций для сотрудников, если эти должности или профессии входят в соответствующий перечень.
  • Проведением подробной аттестации всех сотрудников, а также их предварительной подготовкой к сертификации.
  • Своевременным проведением всеми соответствующими службами требуемых испытаний, а также технического освидетельствования механизмов, машин и различного оборудования.
  • Эффективностью работы вентиляционных и аспирационных систем.
  • Состоянием защитного оборудования и предохранительных устройств.
  • Своевременным проведением инструктажа в сфере охраны труда, а также последующей проверке знания всех требований и различных вариантов инструктажа.
  • Организацией химической очистки, стирки, сушки, обезжиривания, обеспыливания, ремонта, а также хранения и выдачи специализированной одежды, обуви и остальных средств защиты.
  • Организацией рабочих мест в полном соответствии с действующими требованиями.
  • Санитарно-гигиеническим состоянием вспомогательных и производственных объектов.
  • Правильным использованием различными подразделениям средств, которые были выполнены для проведения мероприятий по обеспечению лучших условий охраны труда.
  • Правильным и своевременным предоставлением сотрудникам компенсаций за выполнение тяжелой работы, а также ведение работы в опасных или вредных условиях. В частности, сюда входит также бесплатная выдача специализированного лечебного питания и других продуктов.
  • Задействованием труда несовершеннолетних и женщин в полном соответствии с действующими законами.

11) Средства коллективной и индивидуальной защиты от действий электромагнитных полей.

В качестве средств
индивидуальной защитыисполь­зуют
специальные противолазерные очки,
щитки, маски, технологические
халаты
и перчатки.

примене­ние
телевизионных систем наблюдений за
ходом
процес­са, защитные экраны (кожухи);
системы блокировки и сигнализации;
ограждение
лазерно-опасной зоны. Для контроля
лазерного излучения и определения
границ
лазерно-опасной зоны применяют
калориметрические, фотоэлектрические
и
другие приборы.


средства нормализации воздушной среды
производственных помещений и рабочих
мест, локализации вредных факторов,
отопления, вентиляции;
– средства
нормализации освещения помещений и
рабочих мест (источники света, осветительные
приборы и т.д.);
– средства защиты от
ионизирующих излучений (оградительные,
герметизирующие устройства, знаки
безопасности и т.д.);

– средства защиты
от инфракрасных излучений (оградительные;
герметизирующие, теплоизолирующие
устройства и т.д.);
– средства защиты
от ультрафиолетовых и электромагнитных
излучений (оградительные, для вентиляции
воздуха, дистанционного управления и
т.д.);
– средства защиты от лазерного
излучения (ограждение, знаки безопасности);

– средства защиты от шума и ультразвука
(ограждение, глушители шума);
– средства
защиты от вибрации (виброизолирующие,
виброгасящие, вибропоглощающие устройства
и т.д.);
– средства защиты от поражения
электротоком (ограждения, сигнализация,
изолирующие устройства, заземление,
зануление и т.д.);

– средства защиты от
высоких и низких температур (ограждения,
термоизолирующие устройства, обогрев
и охлаждение);
– средства защиты от
воздействия механических факторов
(ограждение, предохранительные и
тормозные устройства, знаки безопасности);

– средства защиты от воздействия
химических факторов (устройства для
герметизации, вентиляции и очистки
воздуха, дистанционного управления и
т.д.).

– средства защиты от воздействия
биологических факторов (ограждение,
вентиляция, знаки безопасности и т.д.)

Коллективные средства защиты делятся
на: оградительные,
предохранительные, тормозные устройства,
устройства автоматического контроля
и сигнализации, дистанционного управления,
знаки безопасности.

Оградительные
устройства
предназначены для предотвращения
случайного попадания человека в опасную
зону. Применяются для изоляции движущихся
частей машин, зон обработки станков,
прессов, ударных элементов машин от
рабочей зоны. Устройства подразделяются
на стационарные, подвижные и переносные.

электромеханические, фотоэлектрические,
электромагнитные, радиационные,
механические.
Широко используются
тормозные
устройства,
которые можно подразделить на колодочные,
дисковые, конические и клиновые. Чаще
всего используют колодочные и дисковые
тормоза. Тормозные системы могут быть
ручные, ножные, полуавтоматические и
автоматические.

Для обеспечения
безопасной и надежной работы оборудования
очень важны информационные, предупреждающие,
аварийные устройства автоматического
контроля и сигнализации. Устройства
контроля –
это приборы для измерения давлений,
температуры, статических и динамических
нагрузок, характеризующих работу машин
и оборудования.

Системы сигнализации
бывают: звуковыми, световыми, цветовыми,
знаковыми, комбинированными.
Для
защиты от поражения электрическим током
применяются различные технические
меры. Это – малые
напряжения; электрическое разделение
сети; контроль и профилактика повреждения
изоляции; защита от случайного
прикосновения к токоведущим частям;

защитное заземление; защитное отключение;
индивидуальные средства защиты.
Индивидуальные
средства защиты Средства
индивидуальной защиты
— средства, которые используются
работниками для защиты от вредных и
опасных факторов производственного
процесса, а также для защиты от загрязнения.
СИЗ применяются в тех случаях, когда
безопасность выполнения работ не может
быть полностью обеспечена организацией
производства, конструкцией оборудования,
средствами коллективной защиты.

– изолирующие
костюмы —
пневмокостюмы; гидроизолирующие костюмы;
скафандры;
– средства
защиты органов дыхания
— противогазы; респираторы; пневмошлемы;
пневмомаски;
– специальную
одежду —
комбинезоны, полукомбинезоны; куртки;
брюки; костюмы; халаты; плащи; полушубки,
тулупы; фартуки; жилеты; нарукавники.

– специальную
обувь —
сапоги, ботфорты, полусапожки, ботинки,
полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы;

– средства
защиты рук
— рукавицы, перчатки;
– средства
защиты головы
— каски; шлемы, подшлемники; шапки,
береты, шляпы;
– средства
защиты лица
— защитные маски; защитные щитки;

Служба охраны труда в организации


средства
защиты органов слуха
— противошумные шлемы; наушники;
вкладыши;
– средства
защиты глаз
— защитные очки;
– предохранительные
приспособления
— пояса предохранительные; диэлектрические
коврики; ручные захваты; манипуляторы;
наколенники, налокотники, наплечники;

– защитные,
дерматологические средства —
моющие средства; пасты; кремы; мази.

Использование СИЗ должно обеспечивать
максимальную безопасность, а неудобства,
связанные с их применением, должны быть
сведены к минимуму.

3. Индивидуальные средства защиты
Средства индивидуальной защиты— средства, которые используются
работниками для защиты от вредных и
опасных факторов производственного
процесса, а также для защиты от загрязнения.
СИЗ применяются в тех случаях, когда
безопасность выполнения работ не может
быть полностью обеспечена организацией
производства, конструкцией оборудования,
средствами коллективной защиты.

– изолирующие
костюмы — пневмокостюмы; гидроизолирующие
костюмы; скафандры;
-средства защиты
органов дыхания— противогазы;
респираторы; пневмошлемы; пневмомаски;

-специальную одежду— комбинезоны,
полукомбинезоны; куртки; брюки; костюмы;
халаты; плащи; полушубки, тулупы; фартуки;
жилеты; нарукавники.

-специальную
обувь— сапоги, ботфорты, полусапожки,
ботинки, полуботинки, туфли, галоши,
боты, бахилы;
-средства защиты рук— рукавицы, перчатки;
-средства
защиты головы— каски; шлемы,
подшлемники; шапки, береты, шляпы;
-средства защиты лица— защитные
маски; защитные щитки;
-средства
защиты органов слуха— противошумные
шлемы; наушники; вкладыши;

-средства
защиты глаз— защитные очки;
-предохранительные приспособления— пояса предохранительные; диэлектрические
коврики; ручные захваты; манипуляторы;
наколенники, налокотники, наплечники;

-защитные, дерматологические
средства — моющие средства; пасты;
кремы; мази.
Использование СИЗ должно
обеспечивать максимальную безопасность,
а неудобства, связанные с их применением,
должны быть сведены к минимуму.

Права и полномочия

Для того чтобы обеспечить правильное выполнение всех задач и функций, которые возложены на службу охраны труда, сотрудники должны иметь соответствующие полномочия и функциональные права. В соответствии с рекомендациями, у сотрудников должны быть следующие права:

  • Осуществлять в любое время суток беспрепятственный осмотр и посещение производственных, бытовых или служебных помещений организации, а также ознакомляться с различными документами в пределах собственной компетенции.
  • Предъявлять руководителям различных подразделений и прочим должностным лицам компании различные предписания об устранении обнаруженных нарушений охраны труда в момент проведения проверки. Такие предписания являются обязательными, поэтому сотрудник должен проконтролировать их исполнение.
  • Требовать от каждого руководителя подразделений отстранять от работы людей, у которых не имеется допуска к выполнению таких процедур, а также если они не прошли периодический или предварительный медицинский осмотр в установленном порядке. Помимо всего прочего, отстраняться должны и те люди, которые не прошли инструктаж, а также не используют в своей работе средства индивидуальной защиты.
  • Направлять предложения о привлечении к ответственности различных должностных лиц напрямую руководителю компании с предложением наложения санкций на лица, нарушающие требования.

Также служба должна выполнять другие действия, необходимые для реализации возложенных на нее функций.

Служба охраны труда в организации


представлять предприятия в государственных
и общественных организациях;

беспрепятственно, в любое время посещать
структурные подразделения и объекты
предприятия;
– проверять состояние
безопасности и гигиены труда;
– требовать
отстранения от работы лиц, не прошедших
медосмотр, обучение, инструктаж, проверку
знаний, не имеющих допуска к соответствующим
работам;


вносить руководителю предприятия
предложения о привлечении к ответственности
работников, нарушающих требования
охраны труда.
Специалисты
службы охраны труда в случаи выявления
нарушений охраны труда имеют право:

выдавать руководителям структурных
подразделений предприятий обязательные
для исполнения предписания к устранению
имеющихся недостатков, получать от них
необходимые сведения, документацию и
объяснения по вопросам охраны труда;


останавливать работу предприятия,
участка, машин, механизмов, оборудования
и других средств производства в случае
нарушений, которые создают угрозу жизни
или здоровью работающих;
Решение
службы охраны труда может отменить лишь
работодатель предприятия.
Основой
поддержания безопасности на предприятии
является постоянно действующая система
управления охраной труда (СУОТ).

В данной
системе присутствуют: объект управления
информационно контрольной связи и
руководящий орган.
СУОТ
– это многоступенчатая многоуровневая
система, которая содержит следующие
уровни управления за охраной труда (табл.
1.4.1):

министерство- отрасль (руководство,
отдел охраны труда, научно-технический
отдел);

-объединения – комбинаты
(руководство, отдел охраны труда,
научно-технический отдел);

производственные предприятия, организации,
(руководство, отдел или служба охраны
труда, научно- производственный отдел);

цеха, участки (руководство, инженер по
охране труда, специалисты);
-рабочее
место (исполнители-руководители линейных
служб, работники).

Схема
структурно-функциональной системы
управления охраной труда

Таблица
1.4.1.

1-йуровень

Министерство

Руководитель,
отдел охраны труда, научно-технический
отдел

2-йуровень

Объединение
(комбинат)

Руководитель,
отдел охраны труда, научно-технический
отдел

3-йуровень

Строительные
управления

Руководитель,
отдел охраны труда, научно-производственный
отдел

4-йуровень

Строительный
участок

Руководство,
инженер по охране труда

5-йуровень

Объект
(участок
цеха) и рабочее место

Исполнители-руководители
служб, работники

Организация

Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно. Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы.

С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.

В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо. Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере.

Организация труда сотрудников данной службы предусматривает подробную регламентацию присущих им должностных обязанностей, а помимо этого, также закрепление за всеми работниками конкретных функций охраны труда. Рабочие места каждого сотрудника должны организовываться в отдельном помещении, и при этом они должны обеспечиваться всей необходимой современной оргтехникой и различными техническими средствами связи. Рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы были обеспечены условия, необходимые для исполнения своих обязанностей сотрудниками.

Одним из основных элементов организации места работы в данном случае является правильное обустройство кабинета, в котором сотрудники будут заниматься обучением, семинарами, лекциями, инструктажем, выставками и прочими мероприятиями. В процессе решения данного вопроса работодатель должен руководствоваться основными рекомендациями Министерства труда.

В компаниях, которые занимаются производством и при этом имеют более 100 сотрудников, рекомендуется создавать отдельный кабинет охраны труда, в то время как в компаниях с меньшей численностью штата можно обойтись простым уголком.

7. Экстремальные события на производстве

Из
аксиомы о потенциальной опасности
следует вывод о том, что обеспечить
абсолютную
безопасность труда
невозможно.
Следовательно, всегда сохраняется
некоторая вероятность проявления
остаточного риска и развитие нежелательных
событий, которые могут принести ущерб
здоровью и жизни людей.

Служба охраны труда в организации

К
нежелательным событиям относятся
аварии,
взрывы, землетрясения, катастрофы,
наводнения, несчастные случаи, пожары
и другие происшествия,
которые оказывают неблагоприятное
воздействие на людей, а также вызывают
материальные потери. Эти события называют
экстремальными
(ЭС) или максимальными.

Среди экстремальных
событий выделяют чрезвычайные
ситуации (ЧС),
которые отличаются тяжелыми и масштабными
последствиями. Характерной особенностью
ЭС и ЧС является внезапность (быстрота)
их возникновения. Чтобы уменьшить
отрицательные последствия от ЭС и ЧС,
необходима определенная предварительная
подготовка сил и средств и регламентированные
действия в условиях ЭС и ЧС.

Рассмотрим
некоторые виды экстремальных событий,
имеющих место на производстве.

Среди
множества экстремальных событий
наибольшее социально-экономическое
значение имеют несчастные случаи на
производстве, которые сопровождаются
травмами различной тяжести, инвалидными
и смертельным (летальными) исходами.

В
последние годы на предприятиях России
в результате несчастных случаев ежегодно
погибало от
5000
до
6000
человек, что существенно превышает
потери людей в военных действиях.

Согласно
ССБТ, несчастный
случай
на производстве определяется как
воздействие
на работающего опасного производственного
фактора при выполнении работающим
трудовых обязанностей или заданий
руководителя работ.

Служба охраны труда в организации

При
этом результатом воздействия может
быть травма или другое внезапное резкое
ухудшение здоровья. Несчастный случай
не всегда сопровождается травмой, однако
понятия “производственный травматизм”
и “несчастные случаи” часто
используются как синонимы.

7.3. Показатели травматизма (несчастных случаев).

Каждый
несчастный случай является результатом
взаимодействия нескольких причин. В
этом заключается принцип
многопричинности
несчастных случаев, который имеет
принципиальное значение для расследования.

Всю
совокупность причин, которые приводят
к несчастным случаям, можно условно
разделить на несколько групп:
организационные,
технические, личностные и
другие.

В
каждом несчастном случае могут быть
причины, относящиеся к указанным группам.
Выявление истинных причин несчастных
случаев

необходимое условие повышения безопасности
труда и снижения производственного
травматизма.

Наиболее
эффективным методическим приемом
выявления причин несчастного случая
является построение “дерева причин
и опасностей”.

Служба охраны труда в организации

Для
оценки состояния травматизма используются
показатели: частоты, тяжести и
нетрудоспособности.

Пч
=
А * 103/
Вс
,

где
А

число несчастных случаев за рассматриваемый
период (общих, тяжелых, смертельных);

Вс

среднесписочная численность работающих.

По
данным Международного Бюро труда,
показатель частоты для случаев со
смертельным исходом в разных странах
неодинаков. Например, в ФРГ
-0,042,
в США
– 0,048,
в Японии
– 0,049,
в России
– 0,143,
в Бразилии
– 0,228.
Показатель общего травматизма в России
Пч
≈ 6.

Показатель
тяжести равен

Пm
= ∑Др
/
А ,

где
∑Др

суммарное число рабочих дней
нетрудоспособности вследствие
травматизма.

В
Российской Федерации Пm
≈ 27.

Показатель
нетрудоспособности

Пч

= Пч
Пm
= ∑Др
*
103/
В.

Решением
Правительства РФ от
31
августа
1999
г.
№ 975 было
установлено
14
классов профессионального риска, которые
действовали в
2000
году. В 2001г. этих классов
-22.

Иn
= (∑ВВ /∑ФОТ)100, %,

где
∑ВВ

сумма в возмещение вреда, причиненного
застрахованным в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, начисленная в отрасли в
истекшем календарном году;

∑ФОТ

размер фонда оплаты труда в отрасли
(подотрасли) экономики, на который
начислены взносы в Фонд социального
страхования РФ в истекшем году.

Интегральный
показатель является косвенной оценкой
состояния травматизма.

Несчастный
случай

сложное явление. Выяснение подлинных
причин необходимо для профилактических
целей. Существует несколько методов
изучения несчастных случаев, например,
статистический, топографический,
монографический, экономический и др.

Статистический
метод заключается в группировке
несчастных случаев по различным
признакам, определении показателей и
установлении зависимостей.

Топографический
метод состоит в нанесении на план
территории мест, где происходили
несчастные случаи в течение нескольких
лет.

Монографическое
исследование заключается в длительном
изучении отдельных несчастных случаев.

Служба охраны труда в организации

Экономическое
изучение состоит в оценке и анализе
материальных последствий травматизма.

7.6. Страхование от несчастных случаев.

В
целях обеспечения социальной защиты
работающих и экономической заинтересованности
субъектов страхования в снижении
профессионального риска, возмещения
вреда и профилактики травматизма
24
июля
1998
года принят дополнительный федеральный
закон
№ 125
“Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний”.

Субъектами
страхования являются: застрахованный
(физическое лицо); страхователь
(юридическое лицо), страховщик (Фонд
социального страхования РФ).

Закон
устанавливает пособие по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным
случаем в размере
100%
среднего заработка застрахованного.

В
случае утраты профессиональной
трудоспособности или смерти установлены
в соответствии со степенью утраты
трудоспособности единовременные
страховые выплаты, исходя из
60
МРОТ.

Ежемесячные
выплаты устанавливаются как доля
среднего месячного заработка
застрахованного и отчисления в
соответствии со степенью утраты
профессиональной трудоспособности.
Если установлена вина пострадавшего,
то размер ежемесячных страховых выплат
может быть уменьшен, но не более, чем на
25%.

Эта
норма не распространяется на смертельные
случаи.

Страховые
тарифы устанавливаются ежегодно законом
РФ в зависимости от класса профессионального
риска.

Страховой
взнос уплачивается страхователем исходя
из страхового тарифа с учетом скидки
или надбавки (до
±40%), устанавливаемых
страховщиком в зависимости от уровня
безопасности на предприятии по отношению
к отраслевому уровню.

Средства
на осуществление обязательного
социального страхования формируются
за счет:

  • обязательных
    страховых взносов страхователей;

  • взыскиваемых
    штрафов и пени;

  • капитализированных
    платежей (в случае ликвидации
    страхователей).

  • иных
    поступлений.

10.1. Цели и задачи управления охраной труда.

Проблемы
охраны труда затрагивают многие стороны
жизни и деятельности трудовых коллективов,
организации управления производством,
организации производства и труда, носят
разносторонний и многоплановый характер.

Создание
принципиально новой, безопасной и
безвредной для человека техники и
технологии требует системного,
комплексного подхода к решению проблем
охраны труда и их решение должно
обеспечиваться на каждом этапе
производственного процесса, на каждом
участке производства, на каждом рабочем
месте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Отсутствие
комплексного, системного подхода к
решению проблем охраны труда, низкий
уровень информационного обеспечения
не позволяют осуществлять научно
обоснованное планирование, определять
наиболее важные и первостепенные
направления профилактической работы,
приводит к разработке большого количества
малоэффективных мероприятий, к
нерациональному распределению и
расходованию средств, выделяемых на
охрану труда.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector