Новые правила расчета имущественных налогов с 2019 года при изменении кадастровой стоимости

Предварительный расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Негативные отклики на неоправданно завышенную кадастровую стоимость объекта недвижимости очевидны:

  • значительное увеличение налоговой нагрузки: при действующем налоговом законодательстве это примерно 0,1% от кадастровой стоимости некоммерческий и 2% от стоимости коммерческой недвижимости;
  • серьезное повышение налога при реализации недвижимости: закон требует продавать такое имущество не дешевле 70% от его кадастровой стоимости, а это значит, что при продаже придется раскошелиться на крупный налоговый сбор, особенно это касается коммерческих объектов (для частной недвижимости действует система налоговых вычетов и льгот, так что можно немного сэкономить на НДФЛ);
  • при взятии в аренду или выкупе муниципальной или государственной недвижимости цена будет очень высокой – с 2018 года она будет равна кадастровой стоимости;
  • пропорциональное увеличение связанных с владением данным объектом недвижимости госпошлин, сборов;
  • большие суммы штрафов в случае административных нарушений, допущенных при пользовании объектом недвижимости.

Ответ на этот вопрос – как можно скорее, то есть как только вы обнаружили, что она завышена. Налоги платятся ежегодно, а вопрос о пересмотре кадастровой стоимости решается не так быстро: сроки рассмотрения могут составить от 2 месяцев до полугода. Между тем расчет суммы налога производится по данным предыдущего года (п. 24.20.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В вашем регионе еще продолжает действовать инвентаризационная оценка? Оспорить кадастровую, даже явно завышенную, пока нельзя: ведь права налогоплательщика пока не были затронуты.

Существует всего 2 основания, позволяющие пересмотреть правомерность установленной стоимости недвижимости по кадастру.

  1. Информация об оцениваемом объекте, повлиявшая на оценку, оказалась недостоверной. Сведениями, влияющими на оценку, могут быть:
    • ошибки в перечне объектов для оценки;
    • неточность указания места расположения;
    • неверно указанное целевое назначение;
    • упущена аварийность в состоянии объекта оценки;
    • не отмечено, что недвижимость расположена в особой территориальной зоне, например, санитарной, охраняемой, заповедной и т.п.;
    • допущены неточности в первичных данных при расчете стоимости;
    • другие моменты.

    Проверить, какие данные использовались при расчете, и констатировать их правильность или неправильность можно, сделав запрос в Росреестр о заказчике кадастровой оценки, а далее у него самого. Ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязывает их давать ответ на такие запросы в недельный срок.

  2. Совпадение дат установления рыночной и кадастровой цены. Рыночная цена постоянно меняется, а кадастровая, раз установленная остается неизменной на протяжении всего времени действия оценки (5 лет или 2-3 года). Если кадастровая стоимость больше рыночной, нужно сравнивать ее не с реальной ситуацией на рынке на текущий момент, а на тот, когда проводилась оценка. То есть, если кадастровая стоимость установлена, а затем недвижимость резко потеряла в цене, это не станет правомерным основанием для признания кадастровой стоимости недействительной.

На данный момент и до 1 января 2019 года действует такой порядок: если кадастровая стоимость начала применяться для расчёта налога с 2017 года (как в нашем кейсе), а мы подали заявление об её оспаривании в 2018, то в случае принятия судом или комиссией при Росреестре положительного решения об её уменьшении (неважно, когда – в 2018 или 2019) мы можем рассчитывать только на то, что удастся уменьшить сумму налога за 2018 год.

Однако на помощь вроде бы должны были прийти принятые летом 2018 года поправки в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018). Закон вступает в силу с 01.01.2019, за исключением отдельных пунктов (льготы для детей-инвалидов, переходный период для расчета налога на имущество физических лиц и пр.).

Новые правила расчета имущественных налогов с 2019 года при изменении кадастровой стоимости

Основанием для подачи иска может быть обнаружение ошибки при расчете КС либо определение иной рыночной стоимости участка. Ответчиком по таким искам является орган власти, утверждающий КС, Росреестр или комиссия при нем. Это зависит от сути жалобы и стратегии заявителя.

В законе объясняется, что делать, если завышена кадастровая стоимость земли. Однако прежде чем подробно обсудить процесс оспаривания заинтересованными лицами результатов ГКО, следует разобраться, почему может возникнуть такая необходимость. Дело в том, что КС выступает в качестве налоговой базы по земельному и другим налогам.

Вмешательство судебных структур может понадобиться, если досудебное урегулирование не принесло успешных результатов – предыдущие инстанции выразили несогласие в запросе изменить установленную ими стоимость. В этом случае разбирательства могут в значительной степени затянуться, и, в конечном итоге, существенно усложниться сама процедура назначения нового ценника.

Последняя кадастровая оценка земельных участков была проведена в 2019 году с целью приведения их стоимости к реальным ценам на рынке недвижимости. После завершения данной процедуры всем собственникам были выписаны квитанции на уплату налога на землю, рассчитанного уже по новой величине. Для многих землевладельцев выставленная оценщиками сумма показалась спорной, поскольку эксперты не выезжали на места, а проводили свои расчёты на основании сведений, полученных при анализе объявлений о продаже участков. Неуплата налога – преступление, чтобы избежать ответственности остаётся один выход – оспорить кадастровую стоимость на дату её изменения.

Обратиться в суд может и бывший собственник земельного участка, но при этом стоит учитывать, что новая стоимость, установленная судом, будет принята в расчёт налоговым инспектором в том налоговом периоде, в котором рассматривалось дело. Внесённые поправки будут действовать до проведения новой экспертной оценки, которая по законодательству должна проходить каждые 5 лет.

^К началу страницы

В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу (далее – налог) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом нижеприведенных особенностей.

Новые правила расчета имущественных налогов с 2019 года при изменении кадастровой стоимости

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено ст. 391 Кодекса.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу:

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Кто является плательщиком налога на имущество?

В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.

2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2].

Коэффициент владения

=

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

_______________________________________________________

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца.

^К началу страницы

Кто платит налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ

Кто не платит налог

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет “Россия-2018”, дочерние организации Организационного комитета “Россия-2018”, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

^К началу страницы

Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости

В случае изменения качественных или количественных характеристик объекта налогообложения корректировка кадастровой стоимости будет учитываться со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для корректировки. При исправлении в ЕГРН технической ошибки или ее уменьшения в связи с исправлением других ошибок новая измененная кадастровая стоимость будет применяться с той даты, с которой применялись сведения об ошибочной кадастровой стоимости.

Закон вводит единые правила применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. С 2019 года налогообложение недвижимости будет осуществляться только на основании кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН. А также в случае ее изменения в результате установления рыночной стоимости объекта недвижимости по решению комиссии при органе Росреестра или суда.

совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;

уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.

Во исполнение данного поручения Президента РФ 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон № 334‑ФЗ, определяющий, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков налога на имущество физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим годом (по расчетам за 2017 год).

Аналогичная проблема была обозначена и в Послании Президента РФ Федеральному собранию в текущем году. Она касается уже физических лиц — плательщиков земельного налога. Поручение президента реализовано Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63‑ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс и введена норма, предусматривающая, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога — физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (по расчетам за 2018 год).

Федеральные законы «О государственной кадастровой оценке» и «О государственной регистрации недвижимости» предписывают субъектам РФ до 2020 года перейти на новый порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. При этом оценку должно осуществлять созданное регионом государственное бюджетное учреждение.

Предполагается, что это позволит повысить достоверность оценки объектов недвижимости и тем самым уменьшить число обращений собственников в суд для оспаривания установленной кадастровой стоимости. Сегодня количество таких исков достаточно велико, а суды, как правило, встают на сторону истцов, что влечет за собой негативные последствия для бюджетов.

Необходимо отметить, что по результатам новой кадастровой оценки будет рассматриваться вопрос о возможности налогообложения по кадастровой стоимости не только объектов, значащихся в сформированных субъектами РФ перечнях, а всех объектов недвижимости организаций. На сегодняшний день сроки перехода на применение кадастровой стоимости в отношении всех объектов имущества организаций не определены, так как последствия такого решения еще должны быть детально проанализированы.

по совершенствованию процедуры внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в объеме, необходимом для признания их объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия без дополнительного взаимодействия с правообладателями;

по наделению органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для целей внесения данных сведений в ЕГРН.

^К началу страницы

Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Объектами налогообложения для иностранных организаций , осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке,
установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих
деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства
,
признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным
организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

  1. движимое имущество организаций (с налогового периода 2019 года);
  2. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  3. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  4. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  5. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  6. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  7. космические объекты;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Новые правила расчета имущественных налогов с 2019 года при изменении кадастровой стоимости

^К началу страницы

Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.

Подробнее о том, какие объекты могут войти в перечень, читайте в материале «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?».

Перейти

Для предварительного расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости можно воспользоваться сервисом:

«Налоговый калькулятор – Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц»

Согласно статьям 378.2, 391, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения недвижимого имущества изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 Кодекса будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости с учетом нижеприведенных особенностей;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Оспаривание кадастровой стоимости: новый порядок в 2019-м году

Важность региональных дат обусловлена положениями части 3 статьи 245 Кодекса административного производства РФ. В случае если в отношении объекта недвижимости в следующем году намечается очередная государственная кадастровая оценка, то заявление об оспаривании кадастровой стоимости необходимо подать до внесения соответствующих сведений в ЕГРН. В противном случае после проведения очередной кадастровой оценки «старая» кадастровая стоимость оспорена быть не может .

После вступления в силу федерального закона № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 3 августа 2018 года, нас всех ждет значительное оживление административных споров между собственниками объектов недвижимости и уполномоченными административными органами.

Для поиска иных ошибок, скорее всего, понадобится анализ от специалиста. Кроме того, арифметических и методологических ошибок может и не быть вовсе, но стоимость будет завышена «по старой схеме» когда для расчета используется высокая стоимость единиц сравнения.

  1. Получить выписку о кадастровой стоимости из Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН) в бумажном или электронном виде путем подачи заявления на сайте Росреестра или в МФЦ.
  2. Более оперативно получить выписку можно обратившись к электронному ресурсу «Справочная информация из ЕГРН Росреестра в режиме онлайн», он позволяет получить электронную выписку почти мгновенно.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», или в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.11.2017 № 620 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

^К началу страницы

Сумманалога=Ставканалога*Налоговаябаза

Новые правила расчета имущественных налогов с 2019 года при изменении кадастровой стоимости

Сумманалога=Ставканалога*Налоговаябаза -Cуммаавансовыхплатежей

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере
одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом – третьем пункта 24 статьи 381 НК РФ), определенной за
отчетный период в соответствии с пунктом 4 ст. 376 НК РФ.

В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном

, с учетом следующих особенностей:

  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений статьи 378.2 НК РФ;
  • в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
  • объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ (пункт 5 статьи 382 НК РФ).

Начиная с налогового периода 2019 года в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

^К началу страницы

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 382 НК РФ.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области установлены ст. 385.1 НК РФ.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения установлены ст. 385.2 НК РФ.

Коды классификации доходов бюджета

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов I и II групп инвалидности;
  3. инвалидов с детства, детей-инвалидов;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  8. пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  9. физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  10. физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Налоговая база

^К началу страницы

Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению (

  • по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Начиная с налогового периода 2019 года налоговая база будет определяться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение
на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в
территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной
экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая
база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации
в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения,
за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения в
еличин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца,
следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175

СрСт = (26400 25200 24000 757175)/(3 1)=208193,75 руб.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется
как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в
налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175
1 мая 740 350
1 июня 723 525
1 июля 706 700
1 августа 689 875
1 сентября 673 050
1 октября 656 225
1 ноября 639 400
1 декабря 622 575
31 декабря 605 750

СрГодСт = (26 400 руб. 25 200 руб. 24 000 руб. 757 175 руб. 740 350 руб. 723 525 руб. 706 700 руб. 689 875 руб. 673 050 руб. 656 225 руб. 639 400 руб. 622 575 руб. 605 750 руб.) / (12 мес. 1 мес.) = 530 017,31 руб.

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и
(или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений,
расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений,
сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома),
учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Указанное положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений,
учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В статье 378.2 НК РФ даны определения указанных выше объектов.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.

предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Способы снижения кадастровой стоимости недвижимости изменятся после 2019 года

В частности, в постановлении Пленума ВС № 28 (п.6) отмечается, что изменить кадастровую стоимость земельного участка или иной недвижимости вправе не только ее собственники, но и арендаторы. Это допустимо, если величина начисляемой арендной платы зависит от цены объекта по кадастру. Но собственник должен дать письменное согласие на оспаривание стоимостного показателя.

Правило применения скорректированной кадастровой стоимости распространяется не только на указанные налоги, но и на налог на имущество организаций (п. 15 ст. 378.2 НК). Оно действует, если неверное значение стоимости было внесено в ЕГРН вследствие технического сбоя или ошибок оценщика, допущенных при ее определении.

Поэтому существует большая вероятность того, что собственники недвижимости, обратившись в оценочную организацию с просьбой о выявлении таких — «технических ошибок» смогут снизить кадастровую стоимость без судов и отчетов. Это третий способ, и на мой взгляд, самый оптимальный в будущем способ по снижению кадастровой стоимости.

Так, в рамках V Международного форума, проходившего в Финансовом университете«КАК ПОПАСТЬ В ПЯТЕРКУ» обсуждалось возможные изменения. Среди них, упразднение комиссии при Росреестре и «переносе» ее в ГБУ-кадастровая оценка — личная ответственность Директора ГБУ!

Налоговый период. Отчетный период

^К началу страницы

Отчетный период

Квартал

Полугодие

9 месяцев

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

^К началу страницы

Основными собственными доходными источниками региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги. Происходящая в настоящее время реформа имущественного налогообложения предусматривает переход с исчисления платежей от балансовой стоимости имущества организаций и инвентаризационной стоимости имущества физлиц на исчисление от кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, законодательством предусмотрен переходный период, в течение которого субъекты РФ должны утвердить законы об изменении порядка определения налогооблагаемой базы. В настоящее время эта работа проведена в 74 субъектах РФ, а 11 регионов в качестве налогооблагаемой базы еще используют балансовую стоимость и инвентаризационную стоимость объектов недвижимости.

В 2018 году переходный период в отношении налога на имущество физических лиц заканчивается. Поэтому уже в текущем году все оставшиеся регионы должны принять законы об установлении единой даты применения кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, на основании которых органы местного самоуправления обязаны утвердить соответствующие нормативные правовые акты.

Налоговая ставка

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

^К началу страницы

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении:

  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

не могут превышать:

  • в 2013 году 0,4 процента,
  • в 2014 году – 0,7 процента,
  • в 2015 году – 1,0 процента,
  • в 2016 году – 1,3 процента,
  • в 2017 году – 1,6 процента,
  • в 2018 году – 1,9 процента,
  • в 2019 году и последующие налоговые периоды – 2,2 процента.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504).

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году – 1,3 процента, в 2019 году – 1,3 процента, в 2020 году – 1,6 процента.

Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.

1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р).

При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Перейти

Получить информацию о ставках и льготах в Вашем регионе можно с помощью сервиса:

«Имущественные налоги: ставки и льготы»

^К началу страницы

Льготы для предпенсионеров и многодетных семей

^К началу страницы

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
  • организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 НК РФ, – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, – пунктом 2.1 статьи 145.1 Кодекса). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”, а также данные учета доходов (расходов);
  • судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации – в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
    – имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
    – имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

    С 1 января 2018 года данная льгота (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) предоставляется в тех субъектах РФ, которые законодательно предусмотрели ее применение.

  • организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет;
  • организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (ДАННАЯ ЛЬГОТА С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В ТЕХ СУБЪЕКТАХ РФ, КОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ПРЕДУСМОТРЕЛИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ);
  • организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (льгота действует с 1 января 2019 года);
  • организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 Кодекса (льгота действует с 1 января 2019 года).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в субъекте Российской Федерации можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

^К началу страницы

Изменения 2019 года коснулись также и местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Коррективы были приняты в целях реализации поручений Президента РФ и носят социальную направленность. Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 378‑ФЗ с 1 января 2019 года появилась новая льготная категория граждан — предпенсионеры.

То есть теперь Налоговый кодекс предоставляет льготы физическим лицам, отвечающим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года, аналогичные льготам, которые есть у пенсионеров. По земельному налогу предпенсионеры имеют право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток, а по налогу на имущество физических лиц им предоставляется льгота на один объект соответствующего вида: дом, квартиру или гараж.

Упомянутый выше Закон № 63‑ФЗ предусматривает предоставление физлицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, налогового вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. Кроме того, эти семьи получают дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере пяти квадратных метров в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и семи квадратных метров в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Если вы имеете право на льготу, предусмотренную в отношении начисляемого налога гл. 30 НК РФ или законом региона, то у вас есть возможность либо вообще не платить этот налог, либо уменьшить его величину. Документы, подтверждающие право на льготу, необходимо будет представить в ИФНС.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Новым способом – исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости – будет исчисляться налог на следующие объекты (п. 1 ст. 401 НК РФ):

  • жилые строения всех типов (дома, коттеджи, садовые домики и пр.);
  • отдельные помещения для жилья (комнаты, квартиры);
  • гаражи, места для стоянки машин;
  • комплексы;
  • незавершенные объекты стройки;
  • другие помещения, сооружения, здания.

Для того чтобы неожиданно высокий выставленный налог на землю и/или на имущество не стал неожиданностью, нужно своевременно получить информацию о его базе, то есть кадастровой оценке, с тем чтобы при необходимости успеть принять нужные меры. Как можно узнать вожделенную цифру?

  1. Кадастровый паспорт. Если владелец недавно (менее 5 лет назад) получал на руки этот документ, то стоимость объекта, указанная в нем, является актуальной.
  2. Справка из Кадастровой палаты. У любой организации и физического лица есть возможность обратиться за информацией в региональное отделение Федеральной службы кадастра и картографии, иначе называемой Кадастровой палатой, которая выдаст справку о стоимости объекта на текущий момент.
  3. Сайт Росреестра. На официальном сайте этого государственного органа в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости» можно онлайн узнать оценку любого земельного участка или здания в Российской Федерации.

Прием граждан по возникающим вопросам проводится:

  • в МФЦ и налоговых инспекциях – по вопросам, относительно налогообложения физических лиц исходя из кадастровой стоимости (с рассмотрением обращений в налоговых органах);
  • в территориальных органах Росреестра – по вопросам характеристик объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и переданных в налоговые органы;
  • в налоговых органах – по вопросам порядка расчета налога.

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости[4]. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС ВВО

Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014

АС ВВО

Постановление от 20.05.2015 № Ф01-1347/2015 по делу № А43-11543/2014

АС ПО

Постановление от 22.07.2015 № Ф06-25871/2015 по делу № А55-15912/2014

АС УО

Постановление от 19.02.2016 № Ф09-1933/15 по делу № А60-30653/2014

Объясняется это тем, что до тех пор, пока кадастровая стоимость спорного объекта не является базой для исчисления налогов и иных обязательных платежей, внесение в ГКН кадастровой стоимости объекта в завышенном размере не влечет нарушения прав и законных интересов организации. А в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.

Совсем по-другому складывается ситуация, если организация исчисляет налоговую базу по объекту недвижимости исходя из его кадастровой стоимости. В этом случае суд пересмотрит кадастровую стоимость – установит ее, к примеру, равной рыночной.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС МО

Постановление от 14.12.2015 № Ф05-17413/2015 по делу № А40-92043/14

АС МО

Постановление от 02.07.2015 № Ф05-5478/2015 по делу № А40-115433/14

АС МО

Постановление от 25.03.2015 № Ф05-2325/2015 по делу № А40-54208/14-28-456

АС МО

Постановление от 02.03.2016 № Ф05-203/2016 по делу № А40-114576/14

АС МО

Постановление от 01.02.2016 № Ф05-19000/2015 по делу № А40-123717/14

Тогда у организации появится возможность пересчитать обязательства по налогу на имущество в сторону уменьшения, если таковые были определены с учетом завышенной кадастровой стоимости, но только начиная с того налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Причем пересчет можно осуществить не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ). Если же кадастровая стоимость в установленном порядке не оспорена, исчислять налог на имущество с учетом иной стоимости нельзя (Постановление АС МО от 26.02.2016 № Ф05-849/2016 по делу № А40-72764/2015).

Налоговая декларация

^К началу страницы

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктом 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со

ст. 83 НК РФ

отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности централизованного представления налоговой отчетности за налоговый период 2019 года разъяснены письмом ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@.

Налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктом 1 и пунктом 1? ст. 386 НК РФ, налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения пункта 1? статьи 386 НК РФ не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

^К началу страницы

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector