Закон о повышении пенсионного возраста

Что случилось?

«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»). Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

Число пенсионеров возрастает с каждым годом и по прогнозируемым данным государству будет трудно обеспечить пенсионеров достойными выплатами в будущем. Поэтому пенсионное законодательство реформируется, изыскивая новые способы формирования пенсионной базы. Относительно недавно появилась накопительная часть, о которой и пойдет речь.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 (499) 938-51-75 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Это капитал, который получается из взносов работодателя и добровольных отчислений из личных средств самого гражданина. По достижении пенсионного возраста эта сумма с учетом прибыли от инвестирования будет поделена на число месяцев так называемого периода «дожития». Он равен 20 годам в связи с последними изменениями от 2017 года.

Если выбран ПФР, то гражданину предложат выбрать управляющую компанию, из тех, что заключили с ПФР договор. Именно эта компания будет заниматься хранением и инвестициями средств.

Раз в году есть возможность изменить УК. Те деньги, которые уже были внесены, там и останутся до положенного срока, в новой управляющей компании накопления начинают формироваться с нуля. Поменять ПФР на НПФ, и наоборот можно раз в 5 лет.

Закон о повышении  пенсионного возраста

Отличие этих средств в том, что они от начала и до конца расцениваются, как личные средства гражданина. Если страховой пенсионный взнос идет в качестве налога государству, которое в будущем начислит пенсию от себя в виде фиксированной части и страховой, то накопительная – считается как долгосрочный банковский вклад.

В такой ситуации гражданин может реально повлиять на размер своей пенсии, ведь теперь она зависит не только от стажа и баллов, а от размера накоплений.

Только накопительная часть может быть получена в наследство, но только если умерший гражданин ни разу не получил пенсии.

Добровольно откладывать на старость начали еще в 90 г.г., но официально признанной системой накопительная пенсия стала в начале 3-го тысячелетия. С момента своего появления накопительная пенсия претерпела множество изменений. Было принято множество законодательных положений и проведена не одна реформа:

  1. В декабре 2001 г. были приняты 3 законодательных положения, которые регулировали все пенсионные вопросы в новом формате, и легли в основу пенсионной реформы:
    • ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ»;
    • ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
    • ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании».
  2. В июле 2002 г. был подписан закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии».
  3. В 2005 г. указом правительства была отменена накопительная часть пенсии для граждан, которые родились до 1967 г. Когда начался кризис эта мера была направлена на то, чтобы не обанкротился пенсионный фонд.
  4. В 2008 г. увеличилась ставка накопительной части. Если раньше это было от 2 до 4 % от заработной платы, то теперь она стала составлять 6 %. А страховая соответственно убавилась до 10 %. В любом случае страховая, или страховая и накопительная вместе будут составлять 16 %.
  5. С 2009 г. Федеральным законом № 56-ФЗ от 30.04.2008г. была введена программа софинансирования пенсии, которая призвана увеличить накопительную базу. По этой программе в течение 10 лет, все добровольные взносы сверх того, что необходимо по закону удваиваются государством.

За год сумма взносов должна превысить 12000 рублей. Прибавка государства тоже имеет свои пределы в 12 тысяч рублей. Если за год гражданин положил на свой пенсионный счет более 12 тысяч рублей, то от государства он получит только эту сумму.

Время образования

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Первое законодательное утверждение накопительной части пенсии появилось в положении 2002 года. Было принято перейти с распределительной системы на накопительно-распределительную. Предполагалось, что за счет инвестирования подобного капитала появится возможность существенно его увеличить.

По словам президента, подобный способ формирования пенсии может вызвать больше энтузиазма у самих граждан. Ведь теперь можно самостоятельно повлиять на размер своей будущей пенсии.

Пока нет какой-то конкретной информации о том, сколько продлится существование подобного формирования пенсии. Однако в 2019 г. планируется пересмотрение этого вопроса для окончательного утверждения способа использования накопительных взносов.

Министерство финансов совместно с Центральным банком предлагают перевести подобные отчисления в разряд добровольных сверх установленных ставок. Это будет индивидуальный пенсионный капитал, в который работодатели будут отчислять до 6 %.

Обсуждались и другие положительные моменты:

  • Возможность изъять до 20 % от накопленной суммы в личных целях.
  • В непредвиденных сложных ситуациях возможность забрать всю сумму ИПК.
  • Компенсация повышенного процента пенсионных отчислений за счет налогового вычета.

Будет ли принята такая система, покажет время, пока сказать что-то определенно нельзя.

В связи с постоянными переменами в законодательстве накопительную пенсию можно будет получить гражданам следующего года рождения:

  • Женщины с 1957 по 1966 г.р., в накопительную часть пенсии которых производились отчисления в период 2002-2004 г.г.
  • Мужчины с 1953 по 1966 г.р. с аналогичным периодом отчислений.
  • Граждане от 1967 г.р. и младше, которые выбрали подобную систему формирования. Гражданам другого возраста накопительную часть не выплачивают.

Заключение

Длительная заморозка накопительной системы формирования пенсии говорит о том, что система еще не совершенна и требует доработки. Выбирая сейчас ту или иную позицию, гражданин определенного года рождения ни чем не рискует, так как в период заморозки указанный процент начисляется в страховую часть.

Закон о повышении  пенсионного возраста

Повышение пенсионного возраста для громадной части граждан России — сейчас тема номер один. Начиная с 2019 года порог выхода на пенсию будет повышаться по полугодиям, пока пенсионная реформа не будет закончена.

Согласно законодательной инициативе правительства, повышение пенсионного возраста будет поэтапным и начнется с 1 января 2019 года. При этом возраст выхода на пенсию для мужчин будет поднят с нынешних 60 до 65 лет, а для женщин поднимется с 55 до 63 лет

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин.

Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста в первую очередь затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Они получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте, соответственно, 61 года и 56 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в возрасте 62 и 57 лет соответственно. Женщины 1964 года рождения выйдут на пенсию в 56 лет, а 1971-го — в 63. В итоге возраст выхода на пенсию составит: для мужчин — 65 лет к 2028 году; для женщин — 63 года к 2034 году.

Кудрин настаивает, чтобы возрастной ценз был поднят в самом крайнем случае с 1 января 2019 года, женщины, которые родились в первом полугодии 1964-го года, возраст выхода на пенсию будет 55,5 лет, для второго полугодия 1964-го — 56 лет, для первой половины 1965-го — 56,5 и т. д. до достижения пенсионного возраста 63 лет к 2034 году.

Для мужчин, родившихся в первой половине 1959-го года, пенсионный возраст будет установлен в 60,5 лет, во втором полугодии 1959-го — 61 год, в первом полугодии 1960-го — 61,5 и т. д. до достижения 65 лет в 2028 году.

До 2022 года родившиеся во втором полугодии будут выходить на пенсию позже своих одногодков, родившихся в первом полугодии.

Граждане возмущались этим фактом, называли подобное решение дискриминацией. Однако четкого ответа на вопрос, почему родившихся в одном и том же году разделили на две половины и при этом вторая половина будет выходить на пенсию позже, чиновники не дали.

А если будет принято решение поднять ценз уже в 2018 году, допустим с 1 сентября, а этот вариант, по имеющейся информации тоже рассматривается, то женщины, которые родились во второй половине 1963 года, отложат свой уход на пенсию на полгода. То есть в этом году они этого сделать не смогут! А у мужчин подобный «сюрприз» коснется тех, кто родился в последний квартал 1958 года.

Напомним, что в феврале-марте, когда шли выборы главы государства, назывался другой срок этой непопулярной реформы — 2023 год. То есть под него первыми попадали мужчины 1963 года рождения, и женщины 1968 года рождения. Теперь же все поменялось в худшую для людей сторону.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разногласия между ведомствами существуют и по вопросу скорости увеличения. Согласно подходу Минфина увеличение пенсионного возраста следует производить на год через каждые шесть месяцев. А в конструкции Минтруда повышать возраст следует на один год за год.

Важность этого вопроса чиновники объясняют увеличением численности пенсионеров в государстве, на выплаты требуются огромные суммы денег, исчисляемые миллиардами. С учетом кризисного положения экономики, денег на социальные нужды всегда мало.

Повышение этой планки должно способствовать решению текущего вопроса, так как удастся разгрузить местный бюджет, экономя при этом порядка 500 миллиардов рублей.

Некоторые люди не могут осмыслить, с какой целью повышается возраст пенсионера, если трудится человек и так практически всю жизнь. Суть в том, что депутаты подчеркивают, на данный момент пенсионная система совсем не эффективная, поэтому требуется введение реформ, в частности и повышение описываемой планки.

Стабильно увеличивающаяся численность граждан преклонного возраста предполагает некоторую денежную нагрузку, с ней отечественная казна почти не справляется. Мнение аналитиков понятное, ведь если ничто не изменять, то численность пенсионеров вырастет, работающие граждане будут не в силах их содержать.

К увеличению нормы возраста подталкивает еще и шаткая экономика. Кризис действительно плохо отразился на объеме госбюджета, ежегодно нужны средства для социальных выплат, а собрать их нелегко. Специалисты полагают, что нововведения не просто сократят объем отчислений на выплату пенсий, но и позволят нарастить бюджетные доходы благодаря увеличению количества рабочих мест.

С чего все началось

Что говорят юристы?

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил «Правмиру» профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Закон о повышении  пенсионного возраста

Владимир Мазаев

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т.д. – ч. 2 ст.

39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону. Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат – как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

– В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания, – резюмировал Владимир Мазаев.

Значит, все гладко?

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать, – пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации – «Правмир»). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность – они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

Закон о повышении  пенсионного возраста

– Если повышение пенсионного возраста – мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, – то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате.

Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Откуда все началось?

Оригинал поста об антиконституционности повышения пенсионного возраста появился на ресурсе «Проза.ру» 18 июня. Этот сайт предназначен для бесплатной публикации литературных произведений, однако у его редакции нет возможности контролировать весь контент, размещаемый пользователями. Виталий Михин, автор поста о пенсионном возрасте, называет себя правоведом, специалистом по Уставу ООН и международному праву. Судя по его странице в соцсети «Одноклассники», ему 69 лет, он закончил Кемеровский госуниверситет, живет в Кемерово и не работает с 2013 года.

С сентября 2015 года он разместил на «Проза.ру» 165 текстов – в основном политических деклараций о Курилах, Крыме, Донбассе, Косово и других конфликтных ситуациях в мире. За 2,5 года их прочитали около 28 тыс. человек.

Поиск Google выдает около 38 тыс. результатов по цитатам из «вирусного» поста о пенсиях. С разбором текста выступил сетевой публицист Алекс Экслер, который отметил, что «можно до посинения рыться в Конституции – никакого указания на возраст выхода на пенсию там нет. Возраст выхода на пенсию регулируется федеральным законом».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Тезис о неконституционности пенсионной реформы на заседании Госдумы 21 июня высказал депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. В своей речи он тоже упомянул норму о недопустимости умаления прав человека в России и предположил, что повышение пенсионного возраста нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector