Организация производства

ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Стратегическое управление

Стратегический менеджмент является стремительно развивающейся областью науки и практики управления, появившейся в ответ на возрастание динамизма наружной среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита южноамериканскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, дальше этот аппарат вошел в арсенал способов внутрифирменного планирования всех продвинутых стран.

В текущее время существует огромное количество определений стратегии, но всех их соединяет воединыжды понятие стратегии как осознанной и обмысленной совокупы норм и правил, лежащих в базе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с наружной средой. «Стратегия — это генеральная программка действий, выявляющая ценности заморочек и ресурсы для заслуги основной цели. Она формулupyem главные цели и главные пути их заслуги таким макаром, что предприятие получает единое направление движения».

«Стратегическое управление — это процесс принятия и воплощения стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сравнении собственного ресурсного потенциала предприятия с способностями и опасностями наружного окружения, в каком оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связывающее звено меж тем, что организация желает достигнуть — ее целями, и линией поведения, избранной для заслуги этих целей».

Стратегия должна стать “нитью времени”, связывающей прошедшее и будущее, сразу обозначившей путь к развитию». В самом общем виде стратегия может быть определена как действенная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту бизнес концепцию к достижению реального конкурентноспособного достоинства, способного сохраняться долгое время. Разработка стратегии должна основываться на глубочайшем осознании рынка, оценке позиции предприятия, на рынке, понимании собственных конкурентных преимуществ.

В хозяйственной практике Рф механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При всем этом российские и международные аналитики считают, что русский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает компаниям на каждом шагу. Какова же роль стратегического менеджмента для предприятия в критериях рыночной экономики?

В командной экономике при разработке собственных планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других характеристик и нормативов, которые автоматом закладывались в базу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску действенных путей выполнения заданий в критериях довольно предсказуемой наружной среды. Такая задачка остается и в переходной экономике, но в критериях рынка это только часть плановой работы.

Сейчас предприятие должно само определять и предсказывать характеристики наружной среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное — свои длительные цели и стратегию их заслуги. Эту часть плановой работы и обхватывает разработка стратегического плана. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли неким компаниям фуррор сходу после 1991 г., сейчас не работают, многие новые компании пропали; либо, достигнув определенного уровня, закончили расти. Потому как: руководители новых компаний, так и директора многих бывших муниципальных компаний подходят к осознанию необходимости разработки стратегии развития. Этому содействует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых мотивированных установок и интересов предприятия и его работников.

Резвые конфигурации наружной среды российских компаний также стимулируют возникновение новых способов, систем и подходов к управлению. Если наружняя среда фактически размеренна, то нет особенной нужды заниматься стратегическим менеджментом. Но в текущее время большая часть русских компаний работают в стремительно изменяющемся и тяжело прогнозируемом окружении, как следует, нуждаются в способах стратегического менеджмента.

Необходимость становления системы стратегического менеджмента в российскей практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В русском бизнесе появляются промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании практически сразу с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово - коммерческие группы. Коммерческие компании вместе с группами, за многими из которых стоят коммерческие банки, стали получать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, вкладывательных конкурсах, интенсивно проводя скупку акций симпатичных компаний. Наименования таких компаний и групп у всех на слуху, это «ЛогоВаз», промышленные группы банков «Менатеп», «Российский кредит» и т. д. Видимо, центральная задачка сейчас будет состоять в том, чтоб от сегодняшнего состояния интеграции перейти к устойчивому и действенному развитию интеграционных процессов, что нереально без решения заморочек стратегического менеджмента.

Последующей принципиальной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные компании рассматривают мир как единое целое, в каком стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация употребления. Продукция глобальных компаний — Mars, Siemens, Sony, Procter & GатЫе, L'Оrеa(и огромного количества других продается во всех странах мира и является принципиальным фактором конкуренции на государственных рынках. Противостоять напору продуктов глобальных компаний можно, только действуя подобными способами, т. е. разрабатывая стратегию работы в конкурентноспособной среде.

Таким макаром, у директоров бывших муниципальных компаний и управляющих новых компаний вырастает осознание значимости формирования длительных целей и планирования развития в длительной перспективе. Дело осложняется тем, что многие русские предприятия оказались в собственного рода информационном вакууме. С одной стороны, богатство неупорядоченной наружной инфы, с другой — отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития. Не считая того, инструменты разработки и реализации своей стратегии значительно отличаются от принятой ранее системы планирования и понятно о их пока сравнимо не достаточно, потому что на практике они не стали принятыми способами плановой работы. Большая часть российских производителей только подходит к осознанию того, что именуют стратегическим менеджментом.