Организация производства

ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Следует обратить внимание студентов на то, что система методов реализации промышленной политики включает комплекс универсальных и специфических методов. Универсальные методы применяются в отношении различных направлений промышленной политики, однако их направления и средства реализации должны соответствовать целям государства в том или ином направлении. Специфические методы являются характерными только для конкретного направления промышленной политики.

Общая характеристика методов реализации
научно-технической политики

Достижения целей и задач научно-технической политики осуществляется государством путем применения конкретных методов ее реализации. По признаку формы воздействия на научно-техническое развитие в промышленности весь арсенал этих методов делится на две группы: методы прямого регулирования и методы косвенного регулирования.

К методам прямого регулирования относятся:

¾ определение государственных приоритетов развития науки и техники;

¾ государственные научно-технические программы;

¾ государственный заказ в научно-технической сфере;

¾ государственная научно-техническая экспертиза;

¾ бюджетное финансирование исследований и работ, выполняемых в рамках приоритетных направлений развития науки и техники;

¾ государственная политика в формировании и поощрении научно-технических кадров;

¾ государственная политика в сфере патентов и лицензий.

К методам косвенного регулирования относятся:

¾ дифференцированная налоговая политика;

¾ стимулирующая финансово-кредитная политика;

¾ гибкая амортизационная политика;

¾ правовая защита интеллектуальной собственности;

¾ государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества.

Методы прямого регулирования предусматривают непосредственное участие государства в решении как общих проблем научно-технического развития, так и его отдельных сфер и направлений. Методы косвенного регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения научно-технического прогресса. Определение таких условий не означает, что они должны быть одинаковы для всех направлений развития науки и техники. Государство может их дифференцировать соответствии с приоритетными направлениями и программ. Но главное, чтобы в рамках каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономические и правовые условия деятельности, что будет способствовать развитию конкуренции и повышению их эффективности.

Copyright © 2012-2016. All Rights Reserved.

1