Организация производства

ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Главной проблемой государственного регулирования является проблема степени вмешательства государства в действие рыночных механизмов, которые формируют экономическую среду инновационного процесса. Решить эту проблему можно, если сопоставить полезный эффект и общественные расходы, связанные с инновационным процессом. Тогда вся логика теории учета общественных затрат и полезного эффекта как реалистичные модели рыночного механизма становится обоснованием государственной инновационной политики. Опыт индустриально развитых стран показывает, что в результате применения государственной инновационной политики удается достичь значительного прогресса в ускорении инновационного процесса.

Общественные расходы на производство инновационного продукта состоят из двух частей: во-первых, это частные расходы субъекта инновационного процесса (частные расходы еще называют внутренними) и, во-вторых, внешние для этого субъекта расходы, совершившие другие юридические или физические лица в стране в связи с производством инновационного продукта. Итак, общественные расходы - это сумма внутренних и внешних расходов, связанных с инновационным процессом. Соответствии с этим определяются предельные расходы. Предельные расходы - это такая величина общественных расходов, которая характеризует прирост расходов (внутренних и внешних) вследствие увеличения их на единицу производства инвестиционного продукта.

В оценке эффективности инновационного процесса кроме категории расходов используют категории эффекта. Различают частный эффект - эффект, который получает непосредственно субъект инновационного процесса (такой эффект еще называется внутренним). Внешний эффект - это эффект, который получают другие юридические или физические лица в стране в связи с использованием инновационного продукта. Общественный эффект является суммой первых двух. Это касается и предельных их характеристик, показывающих значение прироста этих эффектов на дополнительную единицу инновационного продукта при его производстве и потреблении.

Общественные расходы и эффекты являются внешними параметрами инновационного процесса, которые отражают дополнительные расходы и выгоды общества. Следствием вмешательства государства в рыночные отношения между субъектами инновационной деятельности в связи со стимулированием предпринимателей-инноваторов будет перераспределение таких внешних эффектов в пользу последних.

Copyright © 2012-2016. All Rights Reserved.

1