Организация производства

ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs) — это издержки в сфере обмена, связанные с передачейправ принадлежности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и сейчас получила обширное распространение. В собственной статье "Природа компании" он обусловил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.

Разглядим вероятные кандидатуры, предоставляемые нам ежедневной жизнью. Обычный пример — ремонт квартиры. Вы сможете делать его сами, если умеете и если у вас к этому есть энтузиазм. Либо вы сможете организовать весь процесс, нанимая на рынке работников для каждой определенной операции, закупая краску и рассчитывая, сколько ее нужно, и т. д. В данном случае вы пытаетесь встать в таковой ряд трансакций, который будет чисто рыночным и исключит ваше взаимодействие с одной компанией. Ведь фирме вы заблаговременно не доверяете, считая, что у нее есть свой энтузиазм, а вы сделаете ремонт дешевле. Но если вы — человек занятый либо довольно обеспеченный, вы для ремонта квартиры нанимаете фирму, так как ваши другие издержки времени выше, чем издержки, которые вы потратите на компанию этого процесса. В большинстве случаев это связано с «эффектом богатства» — «wealth effect». В первый раз этот термин ввел тоже Коуз. В его теории понятие «трансакционные издержки» противополагается понятию «агентские издержки», и выбор меж тем либо другим типом издержек в значимой мере определяется «эффектом богатства».

В текущее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — это издержки, возникающие, когда индивиды меняют свои права принадлежности в критериях неполной инфы или подтверждают их в тех же критериях. Когда люди обмениваются правами принадлежности, они вступают в контрактные дела. Когда они подтверждают свое право принадлежности, они не вступают ни в какие контрактные дела (оно у их уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Они страшатся, что их права принадлежности будут ущемлены третьей стороной, потому растрачивают ресурсы на защиту этих прав (к примеру, строят забор, содержат полицию, и т. п.).

Обычно выделяют 5 главных форм трансакционных издержек:

    издержки поиска инфы; издержки ведения переговоров и заключения договоров; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав принадлежности; издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска инфы связаны с ее асимметричным рассредотачиванием на рынке: на поиск будущих покупателей либо продавцов приходится растрачивать время и средства. Неполнота имеющейся инфы оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой продуктов по ценам, выше сбалансированных (либо продажей ниже сбалансированных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения договоров также требуют издержек времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об критериях реализации, юридическим оформлением сделки, часто существенно наращивают стоимость продаваемой вещи.

Вескую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только лишь с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, да и с ошибками, которые безизбежно появляются в этом процессе. К тому же по ряду продуктов и услуг допускается только косвенное измерение либо многозначное. Как, к примеру, оценить квалификацию нанимаемого работника либо качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, также гарантии, предоставляемые компанией (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на неплохую и т. д.). Но стопроцентно устранить издержки измерения эти меры не могут.

В особенности значительны издержки спецификации и защиты прав принадлежности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи неизменного нарушения прав. Издержки времени и средств, нужных для их восстановления, могут быть очень высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и муниципальных органов, находящихся на охране правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией инфы, хотя и не ограничиваются ею.. Дело в том, что поведение после заключения договора очень тяжело предсказать. Нечестные индивиды будут делать условия контракта по минимуму либо даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Таковой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он в особенности велик в критериях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть верно разделен от усилий других членов команды, тем паче если потенциальные способности каждого стопроцентно неопознаны. Итак, оппортунистическим именуется поведение индивидума, уклоняющегося от критерий соблюдения договора с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства либо шантажа, когда становится тривиальной роль тех участников команды, которых нельзя поменять другими. Используя свои относительные достоинства, такие члены команды могут добиваться себе особенных критерий работы либо оплаты, шантажируя других опасностью выхода из команды.

Таким макаром, трансакционные издержки появляются до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения труда и развитие специализации содействуют росту трансакционных издержек. Их величина также зависит и от господствующей в обществе формы принадлежности. Есть три главные формы принадлежности: личная, общая (коммунальная) и муниципальная. Разглядим их исходя из убеждений теории трансакционных издержек.

Поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили последующую систематизацию трансакционных издержек. Они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.

Координационные издержки:
    Издержки определения деталей договора — обследование рынка с целью найти, что вообщем можно приобрести на рынке. Издержки определения договоров — исследование критерий партнеров, которые поставляют нужные услуги либо продукты. Издержки конкретной координации — необходимость сотворения структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон совместно.
Мотивационные издержки:
    Издержки, связанные с неполнотой инфы. Ограниченность инфы о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага). Связано это с тем, что уровень неопределенности может стать так высочайшим, что люди предпочитают быстрее отрешиться от трансакции, чем растрачивать силы на получение дополнительной инфы. Издержки, связанные с оппортунизмом. Данные издержки связаны с преодолением вероятного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности напарника по отношению к вам, и приводят к тому, что вы нанимаете надсмоторщика, или пытаетесь отыскать и вложить в договор какие-то дополнительные измерения эффективности вашего напарника.

О. Уильямсон попробовал оценить все трансакции по частоте трансакций и по спефицичности активов.

1. Разовый либо простый обмен на анонимном рынке.

Примером разовой покупки может служить покупка на рынке чайника. Купив один чайник, вы купите последующий только тогда, когда этот у вас сломается. В этом случае нет никаких специфичных активов, но дело в том, что торговцу индифферентно, кому реализовать чайник. Единственным определяющим аспектом тут выступает стоимость.

2. Циклический обмен массовыми продуктами.

Специфики активов как и раньше нет. К примеру, повсевременно у 1-го и такого же торговца покупая хлеб, вы понимаете, что он неплохого свойства, и поэтому не тратитесь на дополнительную оценку, неплохой ли хлеб вам продали, какой хлеб есть в других булочных, и т. д. Это очень принципиально, ибо тем вы существенно экономите на издержках поиска, на издержках измерения свойства хлеба, а торговцу ваше поведение присваивает огромную уверенность в обороте (в том, что он хлеб продаст).

3. Циклический договор, связанный с инвестициями в специальные активы.

Что такое "специальные активы". Специфичный актив всегда создаётся под определенную трансакцию. Скажем, я выстроил здание для потребления в качестве цеха. Я могу его, естественно, использовать альтернативно, но тогда я понесу утраты. Т. е. даже последующая после лучшей возможность использования этого актива приносит еще наименьший доход и связана с риском. Специальные активы есть такие издержки, последующее применение которых является куда наименее прибыльным.

4. Инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

Идиосинкратический актив — это актив, который при другом употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообщем, либо его ценность становится жалкой. К таким активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в определенный технологический процесс. Скажем, построенную домну, не считая как по прямому предназначению, использовать больше никак нельзя. Даже если на ней устраивать соревнования альпинистов, это не окупит и 1 % издержек на ее строительство. В этом случае актив идиосинкратичен, т. е. привязан к определенной технологии.